Как Хазратбал стал кашмирской Мединой?

Сринагар, столица штата Джамму и Кашмир, это город множества мечетей и текке, как суннитских, так и шиитских. Здесь царит особая атмосфера духовности, пишет Абдулкадир Аксёз.


Штат Кашмир чаще всего попадет в поле нашего зрения в связи с возникновением очередного конфликта на его территории. Между тем, эта область известна как «колыбель тасаввуфа в Южной Азии». Влияние тарикатов накшбандия и кубравия ощущается здесь во всех сферах жизни.

Bir Tasavvuf şeyhinin türbesinde dua eden Müslümanlar. Srinagar, Keşmir.

Мусульмане, совершающие дуа у гробницы одного из суфийских шейхов / Источник: gzt.com

В Сринагаре, столице штата Джамму и Кашмир, имеется бесчисленное количество школ тасаввуфа и множестве мечетей и текке – как шиитских, так и суннитских. Самым значимым из таких священных центров является Хазратбал – мечеть, пользующаяся особым почитанием кашмирцев. Одна из причин такого трепетного отношения состоит в том, что в этом храме хранится волос Посланника Аллаха (с.а.в.).

Srinagar şehrindeki Keşmirli Müslümanlar, görünmeyen sahibi Hz. Muhammed'in sakalından bir kıl olduğuna inanılan kutsal emaneti sergilerken miraç kandili kutlamaları sırasında dua ediyorlar.

В Сринагаре мусульмане в ночь Мираджа возносят дуа во время демонстрации священной реликвии – волоса Посланника Аллаха (с.а.в.) / Источник: gzt.com

История мечети восходит к XVII в. – тогда здесь был сад одного из приближенных Шаха Джахана. Шах Джахан, прибывший в Кашмир в 1634 г. приказал превратить сад в место моления и построить здесь мечеть. Когда в 1699 г. волос Посланника Аллаха (с.а.в.) был доставлен в Кашмир, то местом его хранения был определен Хазратбал.

Хазратбал облицован белым мрамором, его строители ориентировались на Мечеть Пророка в Медине. В его облике явно прослеживается влияние архитектуры Моголов и персов. Хазратбал также является единственной купольной мечетью Кашмира.

Dal Nehri kıyısında yer alan Hazratbal camisinin uzaktan görünüşü.

Хазратбал, возвышающийся на берегу озера Дал, виден издалека / Источник: gzt.com

Кашмирские мусульмане воспринимают Хазратбал как место, позволяющее приблизиться к Посланнику Аллаха (с.а.в.) и обрести связь с ним. Его влияние так велико, что с легкостью прослеживается и в повседневной жизни, и в поэзии, и в музыке. Посещение Хазратбала, с точки зрения кашмирцев, равноценно посещению Мечети Пророка. Поэтому это место даже называют «Мадина ас-сани» – «Вторая Медина».

Cuma günü Hazratbal camisinin bahçesini dolduran Müslümanlar. Kasım 1949.

Мусульмане, заполнившие сад Хазратбала во время пятничного намаза, ноябрь 1949 г. / Источник: gzt.com

В 1963 г. исчезновение волоса Пророка (с.а.в.) из Хазратбала привело к политическому кризису в Кашмире. В город стали прибывать люди, которые, подняв черные флаги, объявили траур. Число их достигло 75 тысяч. Местные власти были вынуждены запретить жителям выходить на улицу. События приобрели международный масштаб – в происшествии обвинили Индию.

Hindistan’ın Müslüman İçişleri Bakanı Lal Bahadır'ın Hazratbal’ı ziyareti.

В Хазратбал прибыл министр по делам мусульман Индии Лал Бахадир, чтобы успокоить волнения, вызванные пропажей реликвии. / Источник: gzt.com

В ряде городов Индии произошли столкновения и были организованы протесты. Волнения улеглись только после того, как было объявлено о находке пропажи.

1963'te kaybolan Hz. Peygamber’in Hazratbal’daki saçı bulunduktan sonra halka gösterilirken. 1964.

Найденный волос Пророка (с.а.в.) демонстрируется народу / Источник: gzt.com

В месяц Рамадан и священные ночи Хазратбал испытывает наплыв посетителей. Люди приезжают сюда со всех уголков страны, чтобы увидеть священную реликвию.

Исламосфера

Комментарии