Как я нашла Единственного: возвращение сенегалки к истокам своей веры

Это гостевой пост писательницы Аминаты Диоп, в котором она делится наблюдениями за женщинами в сенегальском обществе и своим необычным путем к суфизму. Фотографии и подписи были добавлены Аммаром Асфуром из его проекта “Взгляд на Ислам”.


Сомнения

Все началось с акта отступничества. Мне было около пятнадцати лет, и я провела лето в Париже, где только что перенесла серьезную операцию, которая окончилась успешно. У меня были все основания быть благодарной, и я выражала свою благодарность Всевышнему, каждый день совершая пятикратный намаз. Тем не менее, в тот странный летний день, когда я начала читать полуденную молитву зухр, меня пронзила тревожная мысль:

– Кому ты молишься?

Я пыталась бороться с этим. Вопрос повторялся в моей голове, как голос извне, пока я совершала ритуалы молитвы.

– Я молюсь Богу.

Image for post

В мечетях женщины представлены в количестве, равном мужчинам / Источник: Аммар Асфур

– Что это? Кто это? Где это? – ответил голос в моей голове. Какая-то часть меня чувствовала себя одержимой, другая – отвергала вопросв, на которые я не могла ответить. Тем не менее, я продолжала молиться, сосредоточившись на деревянном шкафу передо мной, чтобы избавиться от этих мыслей. Это сработало, и вопросы рассеялись, когда я снова наклонилась и снова опустилась на колени, но, когда я поднялась с залитого солнцем пола, шкаф походил на привлекательную статую, комната была святилищем, и мне казалось, что я совершаю поступок, противоречащий принципам моей религии. Голос тут же вернулся и продолжил:

– Ты не можешь служить или восхвалять то, чего не знаешь, – и это звучало правдиво. Но последовавшее за этим действие — остановка посреди молитвы, снятие платка, складывание молитвенного коврика и выход из комнаты – было столь же освобождающим, сколь и выворачивающим наизнанку. Тогда я еще не подозревала, что это было началом моего пути к обретению Бога.

Image for post

Они посещают свои уроки после пятничной молитвы / Источник: Аммар Асфур

Поиск

На мой взгляд, это необычно для подростка иметь такие радикальные пробуждения и следовать им, но, оглядываясь назад, сегодня можно сказать, что это событие стало следствием борьбы цивилизаций, происходящей внутри меня. Я сенегалка, родилась и прожила в этой африканской стране первые 14 лет моей жизни. Я посещала французскую школу пять дней в неделю и кораническую школу по выходным. Кроме того, африканские ценности стали неотъемлемой частью моей личности. Мы праздновали Курбан-байрам, мы также получали подарки на Рождество, а на мусульманский Новый год дети наряжались ночью в костюмы и ходили от двери к двери по окрестностям, чтобы попросить денег у веселых взрослых.

Летом, после окончания школы, я помню, как мы с друзьями ходили ночью к костру, чтобы послушать сенегальские басни, которые учили нас отличать добро от зла. Затем, когда мне было 13, мой отец выиграл грин-карту, и на следующий год мы полетели в США за американской мечтой. Я влюбилась в американскую культуру и довольно быстро научилась говорить по-английски. Когда я вернулась в Сенегал полтора или два года спустя, я пошла в двуязычную школу, в которой работали американские и сенегальские франкоговорящие преподаватели.

Image for post

В Сенегале часто можно видеть женщин, управляющих уличными магазинами, ресторанами, киосками или фруктовыми ларьками / Источник: Аммар Асфур

К пятнадцати годам в моих жилах уже бурлили две западные цивилизации, одна африканская и одна ближневосточная.

Когда я вернулась в Сенегал после моего «молитвенного» кризиса в Париже, наблюдая за моими родителями и моим окружением, став свидетелем событий, которые были так “своевременны”, и видя ответы на молитвы людей, я убедилась, что есть, по крайней мере, вероятность существования Высшей силы. Возможно, осознание ее присутствия работает как телефонная связь: либо вы подключены, либо нет. Это не означало, что «услуга» была недоступна. Что касается меня, то я просто не знала, как восстановить связь со своей верой. Я была агностиком с сильным желанием верить. Иногда я даже снова начинала молиться, чтобы попросить Бога — если он/она/оно действительно есть — проявить свое присутствие.

Image for post

Сенегальские женщины покидают мечеть после утренней молитвы / Источник: Аммар Асфур

Бог отвечает

Прошло три года. Затем, в еще один странный день вся семья собралась пообедать. Вдруг мой старший брат посмотрел на рис, сделал паузу и сказал: “Это Бог, и ты Бог, и этот человек – Бог, и все – Бог”. Некоторые встали, чтобы уйти. Другие стали ругаться. Мне это показалось забавным и тревожным. Он продолжал произносить эти слова, как будто был в трансе, и я подумала, что он лишился рассудка. Когда я заговорила с ним о его безумии, он наклонился к моему уху и прошептал:

– Кому ты молишься, когда стоишь на коленях? Что это? Кто это? И где же это?

Бог отвечал. Я немедленно попросила своего брата рассказать мне, откуда у него эти вопросы, и он направил меня к суфийскому братству Файда Тиджания. Когда я встретилась с духовной наставницей, женщиной, с которой я могла себя идентифицировать (она была африканкой, бывшим правительственным чиновником и публикуемым автором, у которой был обширный опыт путешествий и которая была практикующей мусульманкой), все встало на свои места. Все это время я просто нуждалась в связи, в ком-то, кто понимал бы то чувство, когда тебя определяют одновременно несколько культур. Эта фантастическая женщина никогда не осуждала меня, и когда я выразила свою заинтересованность в поиске истины, она только попросила меня следовать предписаниям моей религии и просить ответов непосредственно у высшей силы. Она заставила меня задуматься об этой высшей силе и концепции единобожия (Таухид).

Image for post

Мечеть Уакам на этой фотографии – любимая мечеть Аминаты в Дакаре. Она совершала зикр чаще всего на пляже рядом с этой мечетью. Когда я попросил ее вернуться, чтобы сфотографироваться рядом с мечетью, она сказала, что не сможет контролировать там свои эмоции / Источник: Аммар Асфур

После того, как я целую неделю усердно молилась, все время усиленно размышляя об Аллахе и о цели нашего существования, я осознала: нет ни одной вещи на земле, которая существовала бы без воли и действия одной силы. Я влюбилась в единство вещей, в то, как все взаимосвязано на атомарном уровне, на духовном уровне, на уровне окружающей среды. И как каждое отдельное творение служит определенной цели. Это чувство постоянно усиливалось в течение последних восьми лет, с тех пор как я нашла Бога. Я знаю, что Бог – это Аль-Вадуд, Всеблагой, Тот, Кто любит вас (недостатки и все остальное) и кто любит каждое творение. Он единственный, Кто обладает всем могуществом — от сердцебиения до разрыва сердца, от ветра до грома — он Единственный. Важно то, как мы служим этому знанию.

Сегодня я идентифицирую себя как панафриканская мусульманка.

Я гордо несу в себе и вокруг себя неисчислимые истории торжествующих и растоптанных душ, но я знаю, что не смогла бы рассказать им, не признав, что все это было заранее мне предписано силой, которая сама по себе все еще так сложна для понимания, но которая существует, если вы осмелитесь задать правильные вопросы. Ответы будут раскрываться своевременно, и вы будете ощущать освобождение и истину.

Каждую ночь я молюсь Богу, в надежде быть лучшим Его рабом, зная о своем рабском положении и о любви, которую Он питает ко мне, и я молюсь, чтобы я действовала в соответствии с этим. Я прошу его простить мне мои грехи, о которых я знаю и о которых не знаю. Я прошу Бога быть моим единственным защитником, наставником и целителем; быть моим сердцем, умом, телом и душой. Я делаю это и чувствую чье-то присутствие, затем теряюсь в нем, и я почти никогда не могу ощутить разницу между тобой или мной, или им, или этим. Некоторые называют это ересью, а некоторые называют это ихсаном, но роза будет пахнуть так же сладко, как ее ни назови.

Сладкий аромат покоя.

Image for post

Источник: Аммар Асфур

Исламосфера

Комментарии