Какие головные уборы и обувь носили мусульмане в VII веке?

Ещё до появления ислама на Аравийском полуострове среди арабов как у мужчин, так и женщин было принято покрывать голову. Человек без головного убора считался неотесанным и грубым, пишет портал Lugatism.


Мужские головные уборы

1. Имама

Источник: Lugatism

Имама, или тюрбан (дулбанд) на персидском, – это длинный кусок ткани, который несколько раз оборачивают вокруг головы. В доисламскую эпоху это был головной убор знати и богатых торговцев, служивший символом высокого статуса и достоинства. Его значение отражено в известной арабской пословице: «Имама – корона арабов». Он выполнял несколько функций. Грамматик VII века Абу аль-Асвада ад-Дуали писал об имаме: «Щит на войне, тень в жару, одеяло в холод, зонт в дождь и опора на высоте».

Имама была ключевым элементом мусульманской моды для мужчин (а иногда и для женщин) во всех исламских государствах. В раннюю эпоху ислама она не имела такого большого значения, как позже, особенно в средневековую эпоху, когда такой головной убор стал показателем рода занятий и социального статуса. Мусульмане, особенно халифы и высокопоставленные чиновники, носили имамы из самых дорогих и роскошных тканей. Их часто делали центральным элементом всего наряда, украшали драгоценными камнями или ювелирными изделиями, декорировали и расшивали золотом или серебром.

Как сообщается в хадисах, Пророк (мир ему) носил имамы разных цветов, таких как черный, желтый, зеленый и белый, выбирая разные стили. Например, обмотав ткань вокруг головы, он брал оставшийся свободный конец и накидывал его на правое плечо и шею (это похоже на то, как его носят афганцы) или закидывал за спину. Еще одни способ, который предпочитал Пророк (мир ему) – это взять свободный конец, провести его под подбородком и заправить с другой стороны. Этот стиль называется танник или таллахи, что означает «идущий под подбородком» или «создание бороды».

2. Калансува

Источник: Lugatism

Хотя этот головной убор упоминается в исторических источниках, нет никакой информации о его форме или материалах, из которых его шили в тот период. Вероятно, это были кожа, мех и шерсть. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) носил белую калансуву. Также такой головной убор надевал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), но нет информации о его цвете или материале.

Начиная с VIII века мусульмане переняли моду оборачивать имаму вокруг головного убора без полей. По мере того, как расширялись границы мусульманского мира, в арабский лексикон вошли различные термины для обозначения подобного головного убора, такие как калансува, калаватта, таккия, шашия, тарбуш и т. д.

Ношение отличительной одежды для мусульман служило разным целям. Одна из них заключалась в том, чтобы не походить на немусульман. В ранний период ислама и во времена Омейядов арабов-мусульман по-прежнему было меньше, чем немусульманского населения в регионах, которыми они управляли, поэтому им было приказано надевать традиционные наряды, чтобы подчеркнуть свою самобытность. Кроме того, в первые века исламского правления немусульманам запрещалось носить арабскую одежду, а если они это делали, то им надлежало иметь отличительные знаки, например, особый пояс или особый цвет.

Большинство исторических источников, относящихся к нескольким исламским династиям, свидетельствуют о том, что немусульманские общины постепенно смешивались и сосуществовали с полностью исламизированными и арабизированными регионами, успешно ассимилируясь в исламской культурной гегемонии и в конечном итоге перенимая арабскую одежду и язык наряду со своими родными языками.

3. Бурнус

Бурнус представлял собой капюшон. Хотя нидерландский востоковед Рейнхарт Дози отмечает, что изначально это слово относилось к калансуве или высокой шапке, которую носили отшельники в раннем исламе, позже оно стало обозначать капюшон. Он мог быть отдельным предметом одежды или прикрепляться к плащу или любому другому одеянию. Бурнус был популярен на доисламском Аравийском полуострове, но в Средние века стал редкостью на арабском Востоке, в отличие от арабского Запада. Его до сих пор носят в Магрибе.

Женские головные уборы: химар

Источник: Lugatism

Химар представлял собой покрывало, которое прикрывает голову, шею, грудь и лицо. Его носили женщины и в доисламской Аравии, однако оно неплотно закрывало голову и свободно свисало сзади, оставляя лицо, уши и верхнюю часть тела открытыми.

Когда Пророку Мухаммаду (мир ему) был ниспослан Коран, женщинам было велено прикрываться: «… Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы…» (Ан-Нур 24:31). Мусульманки подчинились божественному повелению и начали прикрывать голову, шею, уши и грудь. 

Обувь

1. Хуф

Источник: Lugatism

Это обувь персидского происхождения, представляющая собой кожаные сапоги, похожие на носки, которые доходят до лодыжек, обычно подбиты шерстью или мехом и не имеют каблука. Сообщается, что ее носил Пророк (мир ему). Предпочтительными считались желтый и черный цвета, а красные хуфы не одобрялись, поскольку красный считался цветом высокомерия.

2. Наил

Наил представляли собой сандалии или обувь, изготовленные из кожи или пальмовых волокон. Арабские наил делались из верблюжьей кожи. Согласно хадису, Пророк (мир ему) носил ниʿал сиббийя, то есть сандалии из дубленой кожи с двойной шнуровкой, с которых была удалена шерсть (в то время в Аравии было принято носить обувь из кожи, шесть с которой не удаляли).

Исламосфера

Комментарии