Какие музыкальные инструменты использовались в тарикате мевлеви?
Музыка занимала важное место в обрядах суфийских тарикатов, таких как джам, зикр, деверан. Особое значение ей придавалось в братствах мевлеви, бекташи, кадири, рифаи, халвати и их ветвях. Большинство из них не допускали струнные инструменты, но практически все использовали бубен (бендир, даф) и флейту «ней».
Как считал основатель тариката мевлеви Мевляна Джалал ад-Дин Руми, музыка – это язык Аллаха. Высший Творец обратился музыкой к душам людей во время «присяги «Алясту»» (еще до того, как они пришли в этот мир, Аллах обратился к душам людей с вопросом: «Разве Я – не ваш Господь?» Они ответили: «Да, мы свидетельствуем». Это называется «присяга «Алясту»»). По этой причине, независимо от их нации или языка, люди могут передавать одинаковые эмоции с помощью музыки. Никакое искусство не может проникнуть в человеческую душу так непосредственно и глубоко, как музыка. Музыкальное искусство – это средство духовного очищения и возвышения. Как она очищает сердце от грязи и ржавчины, так и исцеляет его, удаляя проникшие в него шипы. Душа, не очищенная таким образом, не может возвыситься, она загрязняется, увлекаясь земным миром. Истинно духовная музыка не только не напоминает людям о животных чувствах, но заставляет их ощутить «бесконечное существование». Это ощущение приближает их к Аллаху.
В тарикате мевлеви использовались разные инструменты, главными из них были ней и ребаб.
Ней
Флейта ней является неотъемлемым атрибутом тариката мевлеви. Мевляна начинает «Маснави» своей знаменитой «Песнью свирели (ней)»:
Вы слышите свирели скорбный звук?
Она, как мы, страдает от разлук.
О чем грустит, о чем поёт она?
«Я со стволом своим разлучена.
(с той поры, как меня, срезав,
разлучили с зарослями камыша)
Не потому ль вы плачете от боли,
Заслышав песню о моей недоле…»
Согласно Мевляне, звук нея наиболее эффективен в оказании благотворного влияния на души людей, ибо выражает печаль разлуки с Возлюбленным (т.е. Аллахом). В его философии этот инструмент является символом «совершенного человека». Это друг, лик которого пожелтел, сам он опустел, в его сердце открылись дыры, но он оживает дыханием Всемогущего Творца, тоскуя по тому месту, откуда пришел. Ней шепчет людям тайны своими воплями и стонами, вырывающимися из его продырявленной груди. Поэтому в тарикате мевлеви нею придается священный статус, и он называется «благословенным» – ней-и шериф.
Ребаб
Ребаб представляет собой разновидность двухструнной скрипки. В тарикате мевлеви он занимает место, соизмеримое с неем, и использовался так же часто. Согласно одним легендам, на нем играл еще пророк Сулейман (мир ему), согласно другим – его изобрел Фараби. Он упоминается в более чем 70 бейтах «Маснави». В одних случаях поэт сравнивает огонь сердца с огнем ребаба, в других уподобляет его звук гласу трубы ангела Исрафила. Также он пишет, что ребаб открывает свои сокровенные тайны и приводит на путь истины. На ребабе играли сам Мевляна и его сын Султан Валад. В своем произведении «Ребаб-наме» последний пишет: «Ней издает только один стон, потому что изготовлен только из тростника. Однако для изготовления ребаба используют такие материалы, как дерево, кожа, волосы (для струн) и железо. Вот почему стенания ребаба разнообразнее, чем у нея».
Кудум
Этот инструмент, являющийся одним из основных у мевлеви, состоит из пары небольших сферических барабанов, изготовленных из меди и верблюжьей кожи. Играют на них деревянными палочками, которые называются захме. Кудум также используется в турецкой классической музыке.
Танбур
Этот инструмент представляет собой разновидность лютни. Ней и танбур являются главными инструментами турецкой классической музыки.
Канун
Канун – это струнный музыкальный инструмент наподобие цитры. Как сообщают некоторые источники, его изобретателем был Фараби (870-950), или же он внес изменения в этот инструмент. Но согласно историческим данным, канун был известен еще древним египтянам и шумерам. Игра на кануне получила отражение в творчестве многих восточных поэтов, таких как Низами и Физули. В начале прошлого века это искусство чуть не было утрачено, но в 60-е годы канун снова зазвучал на концертах, фестивалях, праздниках.
Кеманча
Кеманча представляет собой струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Обычно он имеет три струны. В турецкой музыке кеманчу часто сопровождала лавта – струнный музыкальный инструмент, похожий на уд.
Уд
Уд, струнный щипковый инструмент, является одним из главных в арабской музыке, где получил название «короля сазов». На нем играли такие выдающиеся музыканты исламского мира, как Фараби, Сафиаддин Урмави и Мараги. Он является предшественником европейской лютни. Турецкий уд отличается от арабского, он меньше, а его звучание более натянутое и пронзительное. Он был главным инструментом дворцовой музыки в Османской империи.
Плектр (пластинка, предназначенная для извлечения звуков при игре на струнных музыкальных инструментах) уда в прошлом делали из крыльев молодого самца орла, которые предварительно долго держали в оливковом масле. В наши дни их заменили прочные высококачественные пластиковые материалы.
Халиле
Это металлические тарелки, которые используются обычно парами. Наряду с религиозной музыкой, халиле были распространены в османской военной музыке мехтер. Но если в мехтере отдавали предпочтение тарелкам большого размера, то в суфийской музыке – небольшим.
Бендир
Этот ручной барабан в классической турецкой музыке был известен как даира или даф. После 1980-х годов в Турции получило широкое распространение название бендир, взятое из арабского языка. В тарикате мевлеви использовался бендир диаметром 40-55 см. Его отличительной особенностью являются струны, натянутые с внутренней стороны для обеспечения резонанса.
Исламосфера