Какие тайны скрывают османские надгробия?

Известная стамбульская мечеть Сулеймание, построенная в 1557 году, является не просто мечетью, а крупным религиозным комплексом, куда также входят хамам, медресе, библиотека, обсерватория, а также кладбище. Это кладбище, известное своими украшениями и символами, и по сегодняшний день скрывает множество тайн.


Ряды гробниц расположены в передней части комплекса, так что они могут рассматриваться как свидетельство важности смерти для тех людей, кто молится в мечети. Могилы служат напоминанием о том, что человек смертен и что его присутствие на земле временно.

Но могилы также рассказывают о том, что у османов был значительный интерес к художественному оформлению надгробий.

Уникальное кладбище сельджукского периода в Турции попадет в список ЮНЕСКО.

“У турок-османов было профессиональное искусство оформления кладбищ и надгробий. Некоторые кладбища расположены во дворах мечетей, другие – в центре районов”, – говорит адъюнкт-профессор Сулейман Берк из университета Ялова в интервью TRT World.

Что еще более важно, каждое надгробие имеет уникальные характеристики и историю. “Оно представляет биографию умершего человека”, – говорит Берк.

К примеру гробница знаменитого капитана Ибрагима-паши, умершего в 1725 году, выполнена в виде якоря, веревки и сломанной мачты; корабль символически доставляет его в загробную жизнь, его последнее место упокоения.

Письма из глубины веков: эпиграфические памятники Дагестана.

The gravestone of Captain Ibrahim Pasha. Who died in 1711. His tomb is at the graveyard of the mosque in Istanbul named after him, at the Ibrahim Pasha Complex.

Древняя гробница с двумя камнями принадлежит молодой женщине Фатме Мушерреф Ханым из Салоник. Она скончалась в 1910 году, будучи помолвленной, отчего на левом надгробии расположено подвенечное платье.

This tomb belongs to a young women Fatma Müşerref Hanım, passed away in 1910 and originally from Thessaloniki. She was engaged and passed away before she married, wherefore on the left tombestone, there is a bridal dress.

На правом надгробии той же могилы находится сломанный бутон розы, отмечающий смерть члена семьи женского пола. Гробница была построена ее отцом Мустафой Февзи-беем.

The right gravestone.

Могилы дервишей из различных суфийских тарикатов отличаются изображением различных цветных одеяний и головных уборов. Их символы добавлялись к надгробиям. К примеру, это надгробие установлено на могиле дервиша из тариката бекташи.

Bektashi-sufi grave. The round hat is a common cloth of sufis belonging to the Bektashi order.

“Реальность смерти рассматривалась как форма равновесия в жизни… в нашей культуре могилы имеют высокую ценность. Человек молится за умершего, когда проходит мимо кладбищ и могил. Особенностью надгробий османского периода является их эстетический характер. На кладбищах царит оживленная атмосфера”, – рассказывает Сулейман Берк.

Некоторые надгробия имеют различные цвета, изображающие детали жизни человека. Например, зеленый цвет был общим цветом, который использовали ученые.

Это надгробие художника. На вершине можно увидеть кисти и стол для смешивания красок.

Самое старое мусульманское кладбище Джаннат аль-Баки.

A gravestone of a painter. His brushes and paint table can be seen on the top of the stone.

На могилах османских султанов нет надгробий. Это гробницы, поверх которых устанавливали тюрбан или феску, которые они носили при жизни. Это гробница султана Сулеймана I Великолепного.

The tomb of Sultan Sulaiman the First, or known as Sulaiman the Magnificent in Fatih, Istanbul.

Османские надгробия не только увековечивают память умерших, но также являются свидетельствами эпохи и культуры, в которой жили эти люди. Они и сегодня могут многое сказать для тех, кто любит разгадывать тайны.

Исламосфера

Комментарии