Какие уроки дают нам караван-сараи?
Караван-сараи строили султаны и высшие государственные лица с благотворительными целями. Каждый человек мог остановиться в них на срок от трех до семи дней, пользуясь всеми услугами бесплатно, пишет Нидаи Севим.
В прежние времена караван-сараи были торговыми, социальными и культурными учреждениями. Другое их название – хан или рибат. Ханами, как правило, называли небольшие караван-сараи, расположенные на второстепенных дорогах. Рибаты же часто были стратегическими сооружениями, их строили на границах для военных. С наступлением мирных времен рибаты, расположенные на торговых путях, превращались в обыкновенные караван-сараи.
Пришедший на ночлег караван должен быть войти в ворота до наступления темноты, а выйти до рассвета. Перед тем, как он покидал пристанище, глашатай спрашивал, все ли вещи каравана на месте. Если обнаруживалась какая-то пропажа, то ворота не открывались, пока она не была найдена.
В караван-сарае могли остановиться представители любой нации. В зависимости от размеров этого пристанища, путники могли оставаться в нем бесплатно на срок от трех до семи дней. Исключением являлись караван-сараи, в которых останавливались правители и высшие государственные лица.
Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российской империи.
Караван-сараи делились на закрытые, открытые и те, которые имели открытую и закрытую часть. Большинство было представлено последней группой. Открытый двор такого караван-сарая был окружен лавками, где можно было воспользоваться услугами шорника, кузнеца, кухни, бани, получить медицинскую помощь, здесь же располагались чайхана или кофейня, а также места для ночлега. Кроме того, при караван-сарае была часть, куда заводили животных и оставляли груз.
Основой правового и финансового механизма, обеспечивающего функционирование караван-сарая, выступал вакф. Соответственно, служащие караван-сарая, его «директор», «контролеры», распорядитель, снабженцы, повара и т.п. числились имамами и муэдзинами мечети. Мечети, несомненно, были самыми важными и яркими частями этого пространства. Они могли находиться как в одной из комнат караван-сарая, так и располагаться в виде независимого здания посреди двора.
Турецкая художница призывает услышать голоса древних караван-сараев.
Помимо прочего, караван-сараи служили своего рода почтовыми станциями, через них передавали разные сообщения.
Караван-сараи нередко были частями куллие – комплекса, состоящего из мечети и окружающих ее зданий социального, религиозного и торгового назначения.
С изменением торговых маршрутов Шелковый путь со временем утратил свое значение, а вместе с ним и караван-сараи.
Топ-5 великих городов на Шелковом пути.
Исламосфера