Какой ислам победит в Индонезии?

На протяжении XX века в Индонезии крупнейшими и наиболее авторитетными исламскими организациями, относящимися к «умеренному исламу», являлись Мухаммадия и Нахдатул Улама. Но смогут ли они сохранить свои позиции в новых реалиях?


Движение Мухаммадия было основано в 1912 году Ахмадом Дахланом (1868-1923), который находился под влиянием Мухаммада Абдо и других пионеров реформаторского ислама. Соответственно, он выступал за очищение религии от «неисламских» местных традиций, требовал строгого возвращения к истокам ислама, призывал к иджтихаду (индивидуальному толкованию Корана и сунны) и отказу от таклида (принятия толкований ученых прошлого). Несмотря на это, он всю свою жизнь оставался на службе у султанского дворца – традиционного центра яванского ислама, известного своим религиозным синкретизмом.

Идеология Мухаммадии характеризуется почти кальвинистским акцентом на таких ценностях, как самодисциплина, пунктуальность, трудолюбие, бескорыстная благотворительная деятельность для общества, порядок и личная ответственность перед Аллахом. В настоящее время, насчитывая более 25 миллионов членов, Мухаммадия является второй по величине мусульманской организацией Индонезии.

Индонезия предлагает мягкий ислам под брендом Нусантары.

Почтовая марка Индонезии, посвящённая основателю «Мухаммадия» Ахмаду Дахлану / Источник: ru.wikipedia.org

Предтечей организации Нахдатул Улама стал Комитет Хиджаза. Когда король Ибн Сауд пришел к власти в 1924 г., то стал проводить религиозные репрессии – другим течениям, кроме ваххабизма, было запрещено заниматься обучением, ряд ученых были заключены или убиты, планировалось запретить мусульманам других мазхабов посещать Мекку и Медину. Все это вызвало обеспокоенность мировой мусульманской общественности, в том числе индонезийской. Поэтому группа улемов из этой страны под предводительством Абдулваххаба Хасбуллы в 1926 г. сформировали комитет, получивший название Комитет Хиджаза, целью которого было обратиться к Ибн Сауду и обговорить с ним вызывавшие обеспокоенность вопросы. После того, как основная задача была выполнена, планировалось распустить комитет, но один из его членов, Хашим Ашири, предложил сделать его постоянной организацией, получившей название Нахдатул Улама – «Возрождение ученых». Также среди первых членов движения были выходцы из Мухаммадии. Основатели Нахтадул Улама планировали сделать ее противовесом модернистской политике Мухаммадии и подъему саляфитских движений, которые выступали против традиционного индонезийского ислама как содержащего яванские языческие традиции.

Нахдатул Улама считает себя защитницей суннитов. Согласно ее идеологии, ахль сунна ва джамаа (традиционный ислам) это:

1 – В фикхе (исламском праве) придерживаться одного из 4-х мазхабов – ханафитского, шафитского, маликитского или ханбалитского.

2 – В акиде (вероубеждении) придерживаться ашаризма или матуридизма.

3 – В суфизме следовать принципам, установленным Джунайдом Багдади и Имамом аль-Газали.

Эти принципы 1926 года были подтверждены на 27-й конференции на высшем уровне Нахдатул Улама в 1984 году.

Мусульманская молодежь Индонезии находит новых героев среди Инстаграм-проповедников.

Мечеть Хуалянь аль-Фалах на Тайване, спонсируемая организацией Нахдатул Улама / Источник: en.wikipedia.org

В 1937 г., несмотря на плохие отношения между Нахдатул Улама и Мухаммадией, две организации создали дискуссионный форум. В 1965 г. после прихода к власти генерала Сухарто Нахдатул Улама поддержала массовые репрессии против индонезийских коммунистов, однако вскоре организация перешла в оппозицию к режиму. Она активно участвовала в политике, сначала входя в состав политических партий, а затем сформировав свою собственную. В 1984 г. руководителем Нахтадул Улама стал внук ее основателя Хашима Ашари Абдуррахман Вахид. В 1999 г. он был избран президентом Индонезии.

По некоторым оценкам, Нахдатул Улама является крупнейшей исламской неправительственной организацией в мире, насчитывая около 40 миллионов членов.

Мухаммадия и Нахдатул Улама осуществляют распространение своих идей через широкую сеть социальных, благотворительных и образовательных учреждений. Они контролируют тысячи мечетей, детских садов и школ, колледжей, бесчисленные больницы, детские дома и дома престарелых. Из школ и университетов этих организаций вышли множество деятелей, которые оказали значительное влияние на политическую, социальную и религиозную жизнь Индонезии.

В Индонезии запретили празднование Дня святого Валентина.

Abdurrahman Wahid - Simple English Wikipedia, the free encyclopedia

Абдуррахман Вахид / Источник: simple.wikipedia.org

На протяжении XX в. Мухаммадия и Нахдатул Улама оставались крупнейшими и наиболее авторитетными исламскими организациями Индонезии, относящимися к «умеренному исламу». Но сейчас они не выглядят главными игроками на сцене исламской общественной мысли. Усиление исламистских движений и «война с террором» Запада за последнее десятилетие оставили свой след в Индонезии. В последнее время Мухаммадию и Нахдатул Улама серьезно потеснили транснациональные организации радикального толка, такие как «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир» (запрещены в России – прим. Исламосфера). Начиная с 1990-х годов, после окончания эры Сухарто они привлекают все большее число сторонников из числа молодежи.

Мухаммадия пережила явный сдвиг вправо и временами даже вынуждена отходить от своей традиционной линии. Как сообщает индонезийский исследователь Мухаммад Адлин Сила, члены Мухаммадии в округе Бима поддерживают местные ритуалы, заявляя о том, что они являются «народными обычаями» – урф. Например, они активно участвуют в праздновании Мавлида, хотя реформаторские течения, как правило, отвергают его, объявив «нововведением». Хотя когда-то Мухаммадия поразила молодежь своим видением «истинного» исламского общества, по сравнению с новыми динамичными движениями она выглядит как колосс, состоящий, в основном, из пожилых мужчин и женщин, окостеневший в своей иерархии и бюрократии. В результате некогда считавшееся передовым движение все чаще оказывается в парадоксальной ситуации потери влияния из-за своей умеренной позиции: оно слишком либерально для радикалов и слишком консервативно для либералов.

По мнению исследователей, Нахдатул Улама и Мухаммадия недостаточно решительны, недостаточно агрессивны, недостаточно активны, чтобы противостоять исламистским идеологиям и сохранят свои позиции только в случае, если смогут стать реальной альтернативой радикальному исламу. Вместе с этим, они остаются важными составляющими мусульманского общества в Индонезии, и без этих организаций страну может накрыть волна экстремизма, как это произошло с государствами Ближнего Востока.

Индонезия продвигает умеренный ислам на Международной выставке исламского образования.

В последнее время Мухаммадию и Нахдатул Улама серьезно потеснили транснациональные организации радикального толка, такие как «Братья-мусульмане» и «Хизб ут-Тахрир» / Источник: Мохамад Хамза

Исламосфера

Комментарии