Какую одежду носили в Персии при Сефевидах?

О моде эпохи Сефевидов (1502-1722) мы можем судить, главным образом, по многочисленным богато иллюстрированным рукописям того периода, а также по немногим сохранившимся предметам одежды.
Костюм Сефевидов в XVI веке можно в целом описать как многослойный, приталенный и ниспадающий свободными складками. К нему прилагались различные головные уборы, драгоценности, украшения и аксессуары. Женская и мужская одежда не слишком отличалась, за исключением головного убора. Если мужчины носили тюрбаны и шапки, то женщины – платки. Хотя больше сохранилось информации об одежде высших классов, можно предположить, что представители всех слоев носили один и тот же базовый костюм, который отличался лишь качеством ткани и богатством отделки.
Источники, описывающие дары шахов правителям других земель, позволяют представить роскошь придворной моды того периода. Например, сообщается, что шах Исмаил I отправил туркменскому эмиру Ирака Барик-беку расшитый золотом или парчой тадж (двенадцатиклинная шапка, символизирующая двенадцать шиитских имамов) и почетные одеяния. В османских источниках описывается, что на коронации султана Селима II в 1566 году присутствовало 120 посланников шаха Тахмаспа, одетых в шелка, бархат и золотые ткани.
Типичный мужской костюм состоял из шелковой рубашки без воротника, белой или цветной, застегивающейся на правом плече, и свободных штанов, сужающихся к щиколоткам. Поверх них носили куртку или длинный халат с застежкой либо спереди, либо под мышкой. Талию опоясывал узкий бархатный или кожаный пояс, их могло быть и два. Наконец, поверх всего наряда носили еще один длинный открытый спереди халат с V-образным вырезом. Но ноги надевали длинные чулки, которые поднимались выше колена и завязывались шнуром. Крестьяне носили полоски ткани, обмотанные вокруг голеней. Обувь состояла из остроносых туфель на плоской подошве, башмаков или сапог.
Какую одежду носили мусульмане в VII веке?

Источник: asia.si.edu
К одежде могли прилагаться такие аксессуары, как браслеты и пояса, к которым прикрепляли пеналы, кинжалы, мечи, платки, сумки, печати и кольца. О тонком мастерстве этих изделий можно судить по хранящимся в музее Топкапы бархатном поясе с позолоченными ажурными пластинами, сделанном для шаха Исмаила I, и браслете в том же стиле, подписанном мастером Нуруллахом.
Особое значение придавалось головному убору. Он указывал не только на пол, но и на религиозную и политическую принадлежность. Например, тадж был показателем лояльности Сефевидам. Также носили тюрбаны, к которым прикреплялись эгретки с золотыми цепочками и перьями. В складки тюрбанов могли вставлять цветы.
Головной убор главным образом отличал мужской костюм от женского. Женщины носили тонкие платки, часто сложенные и накрахмаленные для создания привлекательного эффекта или завязанные петлей под подбородком. Они могли быть длиной до плеч или полностью покрывать грудь и прикреплялись с помощью брошей или булавок к маленьким шапочкам. Эгретки, тиары, перья, ожерелья из жемчуга или драгоценных камней, серьги, кольца и браслеты завершали этот наряд. Уличный костюм состоял из длинного, полностью закрывающего тело белого чадора.

Источник: asia.si.edu
Правление шаха Аббаса I (1588-1629) ознаменовало один из самых великолепных веков в истории Персии, что нашло отражение в роскошных нарядах. В 1659 году персидский историк Мухаммад-Масум ибн Хаджаги Эсфахани описал комплект одежды монарха времен шаха Сефи I (1629-1642). Согласно ему, он состоял из верхней мантии из расшитого золотом бархата, пальто из беличьего меха, плащей и других верхних одежд из золотой и серебряной парчи и шелка, а также тюрбана из золотой парчи. В Королевской оружейной палате в Стокгольме хранится роскошное пальто, отправленное шахом Сефи русскому двору в 1630-х годах, а позже подаренное царем королеве Швеции Кристине.
В XVII-XVIII веках появились новые вариации основного костюма. Хотя ткани оставались такими же роскошными, мужские халаты и пальто становились все короче. Куртка с рукавами все больше входила в моду, заменяя длинную джуббу. Мех по-прежнему использовался для подкладки халатов и курток и в качестве отделки на лацканах. Куница и соболь импортировались из России, также использовались мех лисицы и овчина.
Пояса стали шире и длиннее, доходя до 8 м в длину. Их делали из дорогих тканей, таких как золотая и серебряная парча. Иногда добавлялся второй пояс. Тюрбаны также стали шире и завязывались свободнее, а тадж стал более плоским. Хотя белый цвет головных уборов продолжал преобладать, к середине XVII века он был в значительной степени вытеснен цветной парчой. Также распространились другие головные уборы, обычно более крупные и заостренные, чем в предыдущем столетии. В коллекциях западных музеев сохранилось несколько роскошных образцов одежды этого периода из шелка и тафты с золотой и серебряной парчой.
Кепенек – одежда пастухов родом из Центральной Азии.

Источник: asia.si.edu
Женское придворное платье претерпело изменения, аналогичные изменениям в мужском костюме. Платья, как и сапоги из парчи или вышитого бархата, стали короче. Головные уборы включали парчовую шапочку-таблетку и треугольную тиару из парчовой ткани, которую носили с различными вуалями. Появились также новые стили чадора.
Как можно проследить по миниатюрам, космополитическая атмосфера Исфахана XVII века нашла отражение в одежде. Мужские халаты стали кроить в грузинском стиле с пуговицами и петлями спереди. Обувь также нередко изготавливали в грузинском и европейском стилях, а штаны, халаты и чулки начали шить из английского сукна, которое называли ландара. Была даже особая гильдия портных и продавцов, занимавшихся такой тканью. Денди одевались в европейском стиле, а в гареме женщины носили европейские обтягивающие лифы с декольте и оборчатыми рукавами. На миниатюрах также можно видеть девушек в обтягивающих брюках под прозрачными присборенными юбками в индийском стиле.
Рафаэль Дю Ман дал подробное описание крестьянского костюма XVII века. Согласно ему, он состоял из тяжелой хлопчатобумажной одежды, сшитой по городскому образцу. Зимой крестьяне добавляли толстые войлочные плащи или шубы из овчины. Они ходили босиком или обвязывали ноги льняными полосками и носили чароги (плоские туфли) или подошвы из кожи, прикрепленные шнурками.
Голландский художник Корнелис Ле Брюн, который побывал в Персии в 1704 году, прокомментировал резкие классовые различия, отражавшиеся в костюме, и выразил недовольство чрезвычайной роскош одежды элиты. Это же отмечал иранский историк Ростам-аль-Хокама (1766-1848), описывая костюмы придворных на церемониальном мероприятии при дворе Солтана Хосейна, последнего шаха Сефевидов. Такая роскошь и изысканность могли быть достигнуты только благодаря большим деньгам, что, возможно, в конечном итоге внесло свой вклад в крах государства Сефевидов.
Палестинка сохраняет историю традиционной одежды Ближнего Востока.

Источник: asia.si.edu

Источник: asia.si.edu

Источник: asia.si.edu

Источник: vk.com

Источник: vk.com
Исламосфера
Encyclopædia Iranica