«Каллиграфия – это урок, который гарантирует очищение духа»

В турецком городе Шанлыурфа открылась выставка каллиграфических работ известного мастера Абдулькадира Кушкырана. С 18 по 25 октября художник будет проводить ежедневные мастер-классы по каллиграфии для всех желающих.

Рассказывая об искусстве исламской каллиграфии (на османском hüsn-i hat – букв. «красота почерка»), Кушкыран подчеркнул значение изящного начертания букв в исламской религии: «Если дать определение каллиграфии, то в своем нормальном значении, которое мы знаем, она означает линию. Йакут аль-Муста’сими (известный каллиграф и секретарь Аббасидских халифов греческого происхождения из Анатолии, ум. 1298 – Исламосфера) дает определение каллиграфии: «Каллиграфия – это духовная геометрия, которая возникает с помощью телесных средств, то есть пера, бумаги и чернил». Достопочтенный Али, в свою очередь, говорит: «Каллиграфия скрыта в обучении у учителя. Ее стойкости можно достичь частыми упражнениями в письме, а постоянства – приверженностью исламской религии». Если мы посмотрим на историческое развитие каллиграфии, до ислама это искусство было у народа по имени набатеи, а после прихода ислама письмена набатеев стали использовать арабы. С приходом ислама это письмо приобрело значение. С помощью этого письма они пытались записывать Священный Коран и хадисы нашего господина Пророка. Если посмотреть на османский период, имеются Кораны, записанные с помощью этого письма тысячу лет назад. Наши османские предки придавали этому искусству должное значение. Если раньше искусство каллиграфии насчитывало 3-4 стиля, то они довели их число до 11-12. Наши предки даже придумали курсивный стиль (рика’), почерки Джелиль и Джелил-и Диван. Они довели почерк Сульс-и Неси до высшего совершенства, и сегодня мы стараемся писать, как они. Если мы прилагаем усилия для того, что писать, как они, то как же мы счастливы, стараясь изучать ее и передавать будущим поколениям».

Пришедшие на выставку ученики Абдулькадира Кушкырана назвали каллиграфию «уроком, который гарантирует очищение духа». Одна из его учениц Айше Эртекин рассказала свою историю знакомства с исламской каллиграфией: «Когда я училась на хафиза Корана, мне пришла в голову одна вещь. Пока я занимаюсь заучиванием Корана наизусть, мне нужно записывать его своими руками. С такими мыслями я начала заниматься искусством каллиграфии. По мере обучения я почувствовала, как моя духовность повысилась. Каллиграфия с давних пор была искусством, которым занимались все падишахи. Это искусство известно со времен Достопочтенного Али. Оно прекрасно, как с точки зрения смысла, так и с точки зрения саморазвития человека. Изучивший каллиграфию знает, как пишутся буквы Священного Корана. Внимательно относясь к этому инструменту, он погружает себя в эту духовность и даже получает благодаря нему удовольствие и наслаждение, которое он никогда не получал в своей жизни».

Абдулькадир Кушкыран родился в 1974 году в Шанлыурфе. В 1995 году закончил лицей для имам-хатибов в Шанлыурфе. В 2005 получил степень бакалавра теологии на факультете открытого образования. Впервые он стал учиться каллиграфии, поступив в 1993 году на факультет теологии университета Шанлыурфа к каллиграфу Мехмету Мемишу.

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Источник фото: dogruhaber.com.tr

Комментарии