Карен Армстронг: мы должны учиться почитанию Иерусалима у мусульман

Выступая в 1997 г. в Лондоне на 1-м международном академическом симпозиуме, посвященном Иерусалиму, британский религиовед, философ и публицист, получившая широкое признание в области сравнительного религиоведения Карен Армстронг заявила, что отношению к священному городу надо поучиться у мусульман.


Начинается ее доклад с важного вопроса: «Для многих людей, живущих в современном мире, сама идея священного города лишена содержания. Город в глазах современных людей – это место, переполненное людьми, шумное, грязное, где жители одиноки, отчуждены, находятся в тисках насилия и преступности. Так как же такое место, в котором происходит так много ситуаций и действий, далеких от святости, можно считать священным?»

Символ Иерусалима в мусульманском, иудейском и христианском искусстве.

Святые места часто связаны с важными событиями прошлого. По мнению автора, для евреев, христиан и мусульман Иерусалим является местом, завершающим их идентичность. Когда представители всех трех религий приезжали в этот священный город, они забывали мирские заботы. Здесь они погружались в течения, лежащие в самых глубинах существования, искали мира и исцеления. Здесь, хотя и на мгновение, они выходили за пределы времени и пространства, приближались к Всевышнему и достигали гармонии и единства.

Картинки по запросу карен армстронг иерусалим

Источник: ozon.ru

Если Иерусалим является священным для всех трех религий, то почему к нему не относятся должным образом? Если он должен быть обителью мира и благополучия, почему происходили массовые убийства и зверства? Почему евреи и христиане не заботились о его святости так же, как мусульмане?

В иудаизме, по мнению автора, почитание священного – это отделение его от других вещей. Синагога является воплощением этого менталитета – каждая ее следующая часть священнее предыдущей. У дверей храма отделяются те, кто не является иудеем, после – женщины. Таким образом, мало кто может войти в самое святое место.

Иерусалим – жертва культурного геноцида.

У христиан было свое понимание почитания священного города. В IV-VII вв., когда в городе господствовали христиане, евреям разрешалось посещать Храмовую гору только раз в году.

С другой стороны, христиане более всего выделялись своим бескомпромиссным отношением к другим религиям. Когда в 1099 г. Иерусалим захватили крестоносцы, то убили десятки тысяч евреев и мусульман. По мнению автора, это событие является ярким примером катастрофы, которая может произойти, когда владение Иерусалимом стоит больше, чем уважение к столь же священным правам его жителей.

Картинки по запросу карен армстронг мухаммад

Источник: labirint.ru

В исламе, в отличие от иудаизма, нет четкого разделения между сакральным и светским. Цель мусульманской общины – создать гармонию, которая делает бессмысленными различия между человеком и божественным, между духовным и мирским.

Лорен Бут – англичанка с Палестиной в сердце.

В отличие от иудеев и христиан, мусульмане никогда не стремились изгнать из священного города всех иноверцев. Это находит отражение в событиях Исры и Мираджа (ночном путешествии в Иерусалим и вознесении Пророка Мухаммада (с.а.в.) на небо). Тогда Мухаммад (с.а.в.) встретился со всеми пророками – Адамом, Исой (Иисусом), Юсуфом (Иосифом), Идрис, Харуном (Аароном), Мусу (Моисея), Ибрахима (Авраама). Когда в 638 г. Умар (р.а.) вошел в Иерусалим, то именно такое видение лежало в основе его отношения с жителями города и строительства мечети аль-Акса. В последующие века к этой мечети были добавлены новые постройки. И многие из них отражают всеобъемлющее видение ислама. Например, это Куббатус-сильсиля – место, где, согласно преданиям царь Дауд (Давид) вершил суд; Престол Сулеймана (Соломона), где этот пророк молился после завершения строительства храма; врата, возле которых иудеи в Йом-кипур молятся о прощении.

Иерусалим сейчас далек от этого понимания. Теперь его имя отождествляется с болью и жестокостью. Завершает свою статью Карен Армстронг такими словами: «Святость Иерусалима происходит не от того, что он является призом, который надо получить, а от необходимости совершать то, что является наиболее правильным. Это вечный призыв установить божью справедливость в мире. Мы многому должны поучиться у мусульман в их почитании Иерусалима и понимании святости. И именно сейчас, когда исламское прошлое Иерусалима находится под угрозой исчезновения».

Надо ли что-то добавлять к сказанному?

Исламосфера

Комментарии