Касьюн – священная гора Дамаска

С Джебель-Касиюн, или горой Касиюн, возвышающейся над Дамаском, связано множество историй о пророках, дервишах и святых, а также огромное количество преданий и легенд, пишет Мете Гезер.


Джебель-Касиюн располагается к северу от Дамаска. Благодаря своему географическому положению эта гора со временем стала одним из духовных центров города.

Как считают исследователи, именно на склонах Касиюна располагались первые поселения, которые со временем привели к появлению Дамаска. Древние люди жили возле ручьев на севере плодородной долины Гута, занимаясь земледелием. Низкие склоны горы позволяли им защититься от наводнений и других опасностей, поэтому они обосновались там.

Здесь все пропитано историей. Вокруг Памятника Неизвестному солдату на юго-западной стороне горы расположены такие известные кварталы, как Рукнеддин (Акрад), Шалан, Малики, Абу Румман, Шейх Мухиддин, Рауда, Салихийя, Мухаджирин, Шеркишийя, Джиср аль-Абьяд, Арнус и Афиф. Район Салихийя на протяжении веков был местом проживания суфиев. Многие из зданий здесь были построены как гостиницы для размещения паломников, направляющихся в хадж, и аскетов. Само название Салихийя (Праведная) район получил в честь благочестивых палестинцев, которые поселились здесь в 1156 году, спасаясь от нападений крестоносцев. В XII веке правители династии Зенгидов поддержали эту общину, превратив это место в центр религиозных наук и суфизма. Нуреддин Махмуд Зенги построил здесь ханаку (суфийскую обитель) для ханбалитов, в которой жил Ибн Араби, перебравшийся в Дамаск. В 1516 году султан Селим I построил мечеть рядом с его могилой. На склонах Касиюна находится гробница еще одного знаменитого суфийского святого – Халида аль-Багдади, основателя ветви халидия тариката накшбандия.

Горы в исламе: место, где сходится земное и небесное.

Посетители горы Касиун начинают восхождение от площади Шамдин пешком или на такси / Источник: MEE/Zirrar Ali

Помимо природной красоты, гора на протяжении всей истории была известна как священное место, где, как полагают, жили многие пророки и праведники. Здесь много естественных пещер, с которыми связаны многочисленные легенды.

Согласно преданиям, у подножья горы жил Адам. Здесь его сын Кабил убил своего брата Хабила. Как гласит легенда, он несколько дней носил его тело и, наконец, похоронил так, как научил его ворон в районе современного города Забадани. Рассказывают, что в пещере, известной как «Магарат ад-дам», т.е. «Пещера крови», остались следы крови Хабила. Действительно, здесь и сейчас можно увидеть красный камень, который выделялся на фоне других. Согласно местным легендам, когда произошло убийство, гора содрогнулась от ужаса и начала рушиться, но Джибриль придержал потолок пещеры. И сейчас на потолке показывают образование, напоминающее отпечаток руки.

У входа в пещеру Крови, где она расширяется, по обе стороны расположены два михраба (молитвенные ниши). Как рассказывают, один из них принадлежит пророку Ибрахиму, а другой Хидру.

Легендарная гора Каф в мусульманской литературе: реальность или символ?

У входа в пещеру Крови, где она расширяется, по обе стороны расположены два михраба (молитвенные ниши). Как рассказывают, один из них принадлежит пророку Ибрахиму, а другой Хидру / Источник: MEE/Zirrar Ali

Над пещерой Крови расположена пещера Сорока. В ней обустроена мечеть, в которой вдоль стены выстроено 40 михрабов. С ними также связаны многочисленные легенды. Согласно одной из них, сорок святых, каждый из которых носит имя Абдуллах, собираются здесь каждую ночь и молятся у своего михраба. В другом предании сообщается, что однажды сорок пророков укрылись в этой пещере, спасаясь от жестокого правителя. Всевышний Аллах открыл им путь к спасению, расколов гору. Пророки ушли, оставив за собой запах мускуса. Как гласит еще одна легенда, пророк Яхья и его мать прожили в этой пещере сорок лет, поэтому ее называют Пещерой Сорока. Также рассказывают, что она была названа в честь сорока апостолов, пришедших с пророком Исой.

Ниже пещеры Крови находится пещера Голода. Согласно преданиям, в ней проживали семьдесят пророков, которые страдали и поклонялись, а некоторые даже умерли здесь от голода.

Также рассказывают, что на склонах горы Касиюн в месте, известном под названием Барзех, родился пророк Ибрахим, также здесь произошел описываемый в Коране случай, когда он в поисках Бога обратил свой взор на звезды, луну и солнце. Как гласит еще одна легенда, многобожники его времени хотели сделать идолов из камней на этой горе, но им это не удалось из-за их твёрдости.

Путеводитель по горам Мекки.

Согласно преданиям, у подножья горы жил Адам. Здесь его сын Кабил убил своего брата Хабила (Вид на гору Касьюн из древнего кладбища Баб ас-Сагир) / Источник: MEE/Zirrar Ali

Согласно преданиям, Марьям с Исой, который был еще младенцем, некоторое время жили у подножия Касиюна. Это место описывается в Коране: «Мы сделали сына Марьям и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей» (Муминун, 50).

На горе показывают также такие святые места, как могила пророка Зулькифля, а также макамы пророков Юнуса и Ильяса.

Многочисленные описания горы Касиюн и легенды о ней приводятся в трудах арабских географов и путешественников, таких как Якут аль-Хамави, Ибн Джубайр. Ибн Баттута, побывавший здесь XIV веке, посетил гору и записал легенды, связанные с этой горой. Таким образом, можно сделать вывод, что Джабаль-Касиюн на протяжении всей истории был местом поклонения и уединения. Арабские историки утверждают, что гора считалась священной еще до появления ислама. Ибн Асакир сообщает, что здесь когда-то находился большой монастырь. С приходом ислама гора превратилась в место уединения для суфиев и мусульманских аскетов.

В наши дни Джабаль-Касиюн сохраняет свое значение как в духовном, так и в туристическом плане. Сюда приходят, чтобы полюбоваться панорамным видом Дамаска и посетить пещеры и святые места. Многочисленные паломники стремятся к расположенным здесь мечетям, гробницам и местам поклонения.

Гора, которая на протяжении всей истории была точкой пересечения многих цивилизаций и верований, превратилась в символ Дамаска.

Сокровища исламской культуры в Родопских горах.

Над пещерой Крови расположена пещера Сорока. В ней обустроена мечеть, в которой вдоль стены выстроено 40 михрабов. С ними также связаны многочисленные легенды. Согласно одной из них, сорок святых, каждый из которых носит имя Абдуллах, собираются здесь каждую ночь и молятся у своего михраба / Источник: MEE/Zirrar Ali

Источник: GZT

Источник: GZT

Исламосфера

Комментарии