Казан в суфийской культуре

Казан в суфийской культуре – это не только очередная посуда для приготовления пищи. Казан – это само текке. Казан предшествует текке. Если нет казана, то нет и текке, пишет Исмаил Гюлеч.


Казан в суфийской культуре – это не только очередная посуда для приготовления пищи. Казан – это сама текке. Казан предшествует текке. Если нет казана, то нет и текке. Казан означает очаг, школу, огонь, тепло. Подобно тому, как в казане доводится до готовности еда, также и в текке доводятся до «готовности» дервиши.

В текке Ходжи Ахмада Ясави не спрашивая, кто он, куда и откуда идет, три дня принимали любого гостя, угощая его едой, приготовленной в казане. А накормив его тело, обеспечивали пищей его душу.

Казан означает благодать, это символ щедрости дервишей. Он передает свою благодать тем, кто ест приготовленную в нем еду, насыщает их тело. Т.е. он приводит их в состояние умиротворения. Человек, отведавший из казана, становится удовлетворенным, довольным тем, что имеет. Он не жаждет большего, не тратит свою жизнь на приобретение каких-то вещей. Это и есть первый метафорический смысл казана.

Индийская писательница Садия Дельви: “Суфизм – это сердце Ислама”.

Картинки по запросу osmanlıda tasavvuf

Источник: twitter.com

Другой смысл – более простой и связан с мусульманской традицией принимать гостя три дня. Эти три дня тоже, конечно же, несут в себе свои скрытые смыслы. Первый – это жизнь. Часто говорят, что в жизни человека всего три дня – вчера, сегодня и завтра. Поэтому у него нет времени лежать без дела, он должен готовить запас провизии для той жизни, куда обязательно отправится – для загробной. И, погостив три дня, человек должен встать и приниматься за работу. Аллах любит тех, кто работает и зарабатывает, вносит свой вклад в то, чтобы на огне кипел казан. Кипение казана символизирует силу, энергию, старания. Там, где есть казан, есть и ремесленники, мастера, есть работа, сила. Разные ремесла, которыми они владеют, следует воспринимать как их поклонение. Согласно известному принципу суфийского тариката, их руки – в труде, а сердца – с Тем, кого они любят, т.е. с Аллахом. Они работают не для того, чтобы стать богаче, а чтобы служить людям, потому что знают и верят: служение людям – это служение Истинному.

Путешествие тюльпанов из Османской империи в Европу.

Картинки по запросу nasi goreng

Источник: kulinarvideos.ru

Они накапливают богатство, раздавая его. Наши накопления – это то, что мы раздали. Ведь только это мы сможем забрать с собой в загробный мир. А то богатство, которое мы не отдали, которое, как мы считаем, накопили, останется в земном мире. Ибо, как сказал поэт:

Не спросят тебя в Судный день, о купец, имел ли ты золото и серебро.

Спросят тебя лишь о сердце твоем – копил ли ты в нем добро.

Поэтому накопленное приносит только убыток, а отданное – прибыль. Когда еду, приготовленную в казане из того, что было заработано трудом, раздают беднякам, неимущим и путникам, то так обретают расположение их сердец и их молитвы. Это первое приобретение. Те люди, которые поддерживают огонь под казаном, обретают благодать в земных делах, а молитвы бедняков приносят им прибыль для загробного мира. Так приобретает и тот, кто ест, и тот, кто кормит.

Исламосфера

Комментарии