Казанский Коран может пополнить список ЮНЕСКО

2 апреля в столице Татарстана состоялась международная исламская богословская конференция «Казанское издание священного Корана: историческая ценность и будущее». Главной темой форума стало вхождение казанского издания Корана в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а также историческое прошлое и будущее «Казан басмасы».


В мероприятии приняли участие ученые и богословы из Ливана, Египта, Сирии, Ирака, Бахрейна, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемена, Палестины, Иордании, Алжира, Ливии, Марокко, Сенегала, Турции и других стран.

Для того, чтобы войти в в список ЮНЕСКО, необходимо, чтобы Казанский мусхаф или так называемый “Казан басмасы” (в переводе с татарского “Казанское издание”) прошёл международную кораническую сертификацию. По мнению собравшихся богословов, этот процесс займёт не менее года.

«Не меньше календарного года точно, это достаточно кропотливый труд. Имеет место и разница подходов, поэтому нужно согласовывать буквально каждую точку, каждую черточку”, – пояснил директор центра исследования Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман.

Картинки по запросу Казан басмасы

Источник фото: Islam-Today.ru

Ректор Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин, отметил, что мусульмане, жившие на территории современной России, никогда не переставали вносить свою лепту в развитие исламского мира. Он подчеркнул, что список татарских богословов велик, однако особое место в духовном наследии российских мусульман занимает Коран, его печатная версия. «Безусловно, «Казан басмасы» должен занимать достойное место в системе традиции коранистики», – заключил Рафик Мухаметшович.

На сегодняшний день сложилась ситуация, когда география распространения «Казан басмасы ограничена Республикой Татарстан, отдельными регионами Российской Федерации, а также странами СНГ. В этом контексте назрела необходимость международной стандартизации текста исторического Казанского издания Корана, чтобы в дальнейшем популяризировать его по всему мусульманскому миру.

«Казанское издание Священного Корана действительно очень ценно. «Казан басмасы» является первым печатным изданием. Если Казанский Коран подарят всем мусульманам – это будет ценный подарок для всего мира», – говорит доктор факультета Священного Корана и исламских исследований университета Аль-Кудс, член комиссии по изданию «Иерусалимского Корана» Хатем Джалал Тамими из Палестины.

Картинки по запросу Казан басмасы

Источник фото: Islam-Today.ru

Следует отметить, что пока во всём мире международную сертификацию прошёл лишь индонезийский мусхаф. В процессе сверки находится пакистанская версия.

Что касается «Казан басмасы, на данном этапе получено предварительное согласие на участие в процедуре сверки и последующей стандартизацией текста.

Напомним, что «Казан басмасы» это казанские мусхафы, напечатанные с 1802 по 1859 год в Казани в первой в мире мусульманской типографии. Тогда было опубликовано до 150 тысяч экземпляров полного текста, таким образом вытеснив по количеству предшествовавшие тиражи издания Священной книги мусульман на территории Европы.

По указу Екатерины II в 1787 году в типографии Академии Наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст Корана для бесплатной раздачи «киргизцам», то есть жителям Казахской степи. Коран был напечатан специально отлитым для этой цели шрифтом, который воспроизводил почерк одного из лучших каллиграфов и превосходил все арабские шрифты, существовавшие тогда в типографиях Европы. Это издание существенно отличалось от европейских прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом.

Картинки по запросу Казан басмасы

Первый тираж Корана был напечатан за государственный счёт. В Петербурге с 1789 по 1798 год вышло 5 изданий Корана.

В 1802 году арабский шрифт типографии Академии Наук передается специально созданной в Казани мусульманской типографии. В последующем казанские Кораны распространились по всему мусульманскому миру. В Казани за 57 лет было напечатано до 150 тысяч экземпляров священного текста.

Казанские мусхафы получили широкое хождение и неоднократно воспроизводились на Востоке. По мнению российского исламоведа Ефима Резвана, возможно, именно они сыграли решающую роль в многовековом процессе закрепления единообразия текста Корана.

Исламосфера

Комментарии