Казанский мастер возрождает традицию татарской национальной обуви

У каждого народа есть своя богатая, многовековая культура. Испокон веков соблюдение и сохранение традиций оставалось важнейшей задачей для этноса. Особое место в наследии любого народа занимает декоративно-прикладное искусство. Традиция изготовления кожаной обуви с орнаментом была характерна исключительно для татарской культуры.


Если сделать экскурс в историю, то еще в “Повести временных лет” есть упоминание о красочной обуви булгарских воинов. Позже в 15 веке предки современных татар основали Кожевническую слободу в Москве, зарабатывая шитьём обуви и выделкой кожи. В «Войне и мире» Андрей Болконский носил “татарский шитый серебром сапожок”. В 1883 году на выставке в Париже татарские ичиги получили золотую медаль и признание французского общества. Коллекция известного кутюрье Ив Сен-Лорана 1976 года дала новое дыхание сапогам с высоким голенищем, прообразом которых были как раз таки татарские ичиги.

Отсюда следует, что изделия татарских мастеров были известны далеко за пределами Поволжья, пока в 20 веке национальные сапоги ручной работы не заменила фабричная обувь. Издавна для их пошива использовался только ручной труд в тандеме с усидчивостью и большим терпением мастера. И по сей день не придумана машина, способная заменить в этом деле человека.

Последний мастер малайзийского сонгкока рассказал о своем ремесле.

Ичиги / Источник: vk.com

В наше время осталось всего несколько умельцев, сохранивших традиции татарской национальной обуви – ичигов. Один из них – ичижных дел мастер из Казани Ильдар Шайхутдинов. Себя он называет самоучкой, черпая идеи для вдохновения из книг.

Ильдар Гомерович родился и вырос в Татарстане в рабочей семье. После выхода на пенсию его отец начал изготавливать национальную обувь и свои знания передал сыну. Так Ильдар абый научился делать уникальные вещи. Он постоянно совершенствовал свои умения – ездил по деревням, искал мастеров, набирался у них опыта, затем начали приходить свои идеи. Сегодня у Ильдара Шайхутдинова есть своя мастерская и ученики. Весь процесс изготовления изделия идет вручную. Мастер сам создает эскизы, конструирует колодки, выбирает кожу. Он вкладывает в работу все свое мастерство и всегда просит помощи у Всевышнего, чтобы изделие, будь то сапоги, туфли или тапочки, принесли радость своему обладателю.

Татарский оттенок арабской вязи.

Мастер-класс от мастера / Источник: vk.com

Ильдар Гомерович воссоздал по книгам технику обработки казанской узорной кожи. Однажды благодарная клиентка подарила мастеру сапоги, ровесники самого мастера, по которым он затем воссоздал лекало старинных узоров.

Ичиги славятся своим ярким замысловатым орнаментом и качеством. При их создании в основном использовался растительный орнамент, который приветствуется в исламе, а также шелковые нити и натуральная кожа без какой-либо химии. Ичиги для Ильдара Гомеровича – это и хобби, и работа.

Любая пара ичигов, созданная его руками, уникальна. Почти все приспособления для работы мастер сделал своими руками. По сути инструментов в работе используется не так много, а вот терпения и усидчивости нужно предостаточно. Как-то на одну пару сапог потребовалось сделать 4700 стежков! Всю работу: от первого эскиза до последних штрихов мастер выполняет сам. После изготовления сапоги собирают и идеально подгоняют под ногу заказчика. В среднем все это занимает около 30 часов или неделю работы.

Юный казанец стал мастером каллиграфии и создал свой собственный стиль.

Мастер передает знания следующим поколениям / Источник: vk.com

На сегодняшний день в Казани около 10 мастеров по ичигам, поэтому работы хватает всем.

«Первое, что надо – это сказать бисмилля, начать работу с именем Всевышнего и потом, проявив усидчивость и терпение, делать свою работу», – делится секретами мастер.

Ильдар абый верит, что вышитые с бисмиллой ичиги действительно обладают лечебными свойствами. Правильно сшитая обувь греет зимой и сохраняет прохладу жарким летом.

«Нужно так качественно делать свою работу, чтобы не краснеть за себя и чтобы твоим результатом пользовались тысячу лет. Так учил мой отец. Живая традиция, как и вера, должна передаваться из поколения в поколение», – говорит мастер.

Иранские мастера никелевого серебра получили мировое признание.

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Источник: vk.com

Исламосфера

Комментарии