Казанский спектакль «Шамаиль» соединит исламскую каллиграфию с хореографией

13-го мая в ДК «Московский» состоится премьера хореографического спектакля «Шамаиль», созданного на основе одной из работ известного казанского художника и каллиграфа Владимира Попова.


Данный спектакль является второй совместной работой режиссера Туфана Имамутдинова, композитора Эльмира Низамова, лауреата премии «Золотая Маска» Нурбека Батуллы и хореографа Марселя Нуриева. Первой их творческой работой стал хореографический спектакль «Алиф», имевший внушительный успех на сценах двух столиц – Казани и Москвы. А в этой постановке также принимают участие хореограф Анна Гарафеева и татарский певец и музыкант Мубай.

Шамаиль – это своеобразная станковая картина, выполненная тушью или печатным способом, масляными красками на стекле или холсте, или же вышитая на полотне. Такие картины обычно помещают в жилых домах над дверными проемами или в мечетях. Разные виды шамаиля имеют довольно широкое распространение на территории Азербайджана, Ирана и Турции. В Татарстане и на территории Среднего Поволжья к шамаилю относятся с особым трепетом, так как он является важной частью религиозно-эстетического сознания мусульман, а также одним из способов национального самовыражения татарского народа.

Основной задачей спектакля является демонстрация уникального опыта России в мирном сосуществовании в одном пространстве различных культурных и духовных течений, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга. С этой точки зрения, творчества Владимира Попова является ярчайшим примером такого уникального взаимодействия.

Спектакль решается через хореографию и живопись. Танцовщик, используя различные части тела, взаимодействует с холстом и красками. Холст размером 5х2 метра расположен на авансцене и представляет собой прозрачное стекло. Сам акт создания картины происходит в непосредственной близости от зрителей, чем достигается эффект присутствия при написании полотна. Он является своеобразной кистью художника, который пытается найти тот единственный точный образ для своей картины.

Кроме того, постановка сопровождается мунаджатами, являющиеся и обращением к Аллаху и философским размышлением о жизни и смерти. Так как мунаджаты носят лирико-субъективный, исповедальный или дидактический характер, то их мелодиям характерна напевность и плавность переходов.

Картинки по запросу нурбек батулла алиф

Нурбек Батулла / Источник: Вечерняя Казань

По материалам Фонда Культурных Инициатив «Творческая Среда» 

Комментарии