Кофе – наследие суфиев

Большинство современных кофеманов, вероятно, не знает, что кофе является наследием суфийских орденов Южной Аравии. Сообщается, что члены тариката шазилия распространили кофе по всему исламскому миру в XIII-XV вв. Один шазилийский шейх познакомился с кофе в Эфиопии, где был известен местный горный куст, его плоды и напитки из них. Возможно, этим шейхом был Абул Хасан Али ибн Умар, который какое-то время жил при дворе Сададдина II, султана Южной Эфиопии. Впоследствии Али ибн Умар вернулся в Йемен, где распространил информацию о тонизирующих свойствах кофейных зерен. По сей день он считается покровителем производителей кофе, владельцев кофеен и любителей кофе, а в Алжире кофе иногда в его честь называют шазилийе, сообщает сайт Superluminal.


Напиток стал известен как кахва — термин, ранее применявшийся к вину. Таким образом, европейцы узнали о нем как о «вине ислама». Среди суфиев стало популярным варить кофейные зерна, чтобы бодрствовать во время ночного зикра (обжаривание бобов придумали позже персы).

Абу Бакр ибн Абдаллах аль-Айдарус Шазили был настолько впечатлен действием кофе, что написал касыду (поэму) в честь него. Любители кофе даже придумали свой собственный термин для обозначения порождаемой им эйфории – маркаха. Мистик и богослов Шейх ибн Исмаил Ба Алави из Аль-Шихра заявил, что употребление кофе, если его пить с молитвенным намерением и преданностью, может привести к переживанию состояний «кахва ма’навийа» и «кахват ас-суфийя» – взаимозаменяемые термины, определяемые как «наслаждение, которое люди Аллаха испытывают, созерцая скрытые тайны и достигая чудесных открытий и великих откровений».

Дервиши тариката шазилийя отличались экономической активностью. Рассказывают, что шейх Абул Хасан аш-Шазили, основатель ордена, не брал учеников, у которых не было профессии. Вскоре стала очевидно польза кофе и для сохранения работоспособности, и для экономики. Климат Южной Аравии был идеальным для выращивания этой культуры. Порты Йемена, особенно порт Мокко, стали основными мировыми экспортерами кофе. Употребление кофе распространилось и в Мекке, где, по словам арабского историка аль-Джазири, его пили даже в самой Запретной мечети, так что почти не было зикра или Мавлида без кофе.

7 типов кофеен Османской империи.

Sufi Kitap 🏡 #EvdeyimOkuyorum on Twitter | Painting, Coffee and books, Art

Источник: in.pinterest.com

Через паломников, торговцев, студентов и путешественников кофе распространился по всему исламскому миру. Аль-Азхар стал одним из ранних центров культуры употребления кофе, вокруг которого сложились свои церемонии. Один из авторов XVI века Ибн Абд аль-Гаффар описывает встречи дервишей в Каире: «Каждый понедельник и каждую пятницу они пили кофе, наливая его в большой сосуд из красной глины. Их предводитель вычерпывал его ковшиком и давал им выпить, передавая направо, пока они произносили одну из своих обычных формул [поминания], в основном «Ла илаха илла Ллах…» («Нет божества, кроме Аллаха»)».

Еще один ранний йеменский суфийский религиозный ритуал включал в себя распитие кофе, сопровождаемое декламацией «ратиба» – воззвание 116 раз божественного имени «Йа Кави!» («О обладатель всех сил!»).

Со временем вокруг кофе сложились легенды, приписывающие его появление вмешательству ангелов. По одной персидской легенде, его впервые подал сонному Мухаммаду (с.а.в.) ангел Джабраил. По другой царь Сулейман вошел в город, жители которого страдали таинственной болезнью, по приказу Джабраила он приготовил настой из жареных кофейных зерен и тем самым вылечил горожан.

К началу XVI века употребление кофе переместилось в светскую сферу, и появился новый институт, который изменил социальную жизнь во всем исламском мире – кофейня.

Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?

Источник: diakonima.gr

На протяжении первых нескольких столетий своей истории в исламском мире кофе вызывал большие споры. Многие с подозрением относились к эффектам кофеина и к собраниям, в которых его употребляли, — одним он казался развратным, другим — подрывающим общественные устои. Кофейни также представляли собой неконтролируемые места концентрации умов и ученых людей, что делало их потенциальными очагами мятежа. Стамбульские остряки в шутку называли кофейни мектеб-и ‘ирфан «школами знаний». Во время Рамадана в 1539 году каирские кофейни подверглись налетам ревнителей благочестия и закрылись, хотя и всего на несколько дней. Вскоре после того, как кофейни обрели популярность в Стамбуле, султан Мурат IV закрыл их все. Но в конечном итоге битва была проиграна – кофе распространился по всему исламскому миру. Бизнес торговцев кофе был особенно оживленным во время Рамадана, когда владельцы кофеен предпринимали дополнительные усилия, чтобы привлечь рассказчиков и устраивали кукольные спектакли.

Несмотря на окончательную секуляризацию кофе, любовь к нему в суфийских кругах и прежние мотивы его употребления не были полностью утрачены. В частности, он стал неотъемлемой частью повседневной жизни в даргахах (обителях) тариката халватия в Османской империи, где и родилась легенда, которая связывала благотворное воздействие чудесного источника с утренней чашкой этого напитка. Ее приводит Эвлия Эфенди: «Мусслахуддин Мергез, глава дервишей халватия … однажды сказал своим факирам (последователям): «Я услышал здесь, под землей, голос, говорящий: «О Шейх! Я – источник красноватой воды, заключенный в этом месте на семь тысяч лет, и мне суждено выйти на поверхность земли благодаря твоим усилиям, как лекарству от лихорадки. Постарайся же освободить меня из моей подземной тюрьмы». После этих слов все факиры начали рыть вместе с шейхом колодец, и оттуда хлынула сладкая вода красноватого цвета, которая, если пить ее утром с кофе, является доказанным средством против лихорадки, известным во всем мире под названием «аджасма мергеза».

Мирра – кофе для особых случаев.

Источник: photographer.ru

В Персии кофейни вскоре после своего появления превратились в очаги политических споров. Шах Аббас I отреагировал на эту ситуацию, назначив в Исфахане мулл, которые приезжали в эти заведения рано утром и выступали на темы религии, истории, права и поэзии, а затем призывал собравшихся там людей отправиться на работу. Таким образом, поддерживалась благочестивая атмосфера, подавался пример для других кофеен, а потенциально нестабильная социальная среда в некоторой степени контролировалась. Поэты и мистики иногда устраивались в кофейнях на постоянное место жительства. Например, Молла Горур из Шираза в старости поселился в Исфахане и устроился в кофейне, которая вскоре стала местом сбора тех, кто искал духовного руководства.

Путешественники привезли кофе в Венецию в 1615 году, в Марсель в 1644 году и Лондон в 1651 году. Официально этот напиток дебютировал в европейском высшем обществе в 1669 году, когда был представлен турецким послом в Париже Сулейманом Мустафой Коджой. К концу столетия кофе вошел в моду во всей Европе, а его выращивание и использование впоследствии распространилось на Северную и Южную Америку.

Как турецкий кофе разрушил Османскую империю.

Исламосфера

Комментарии