Коллекция Коранов Смитсоновского музея

Галерея искусств Фрир и галерея А.М. Саклера, являясь частью Смитсоновского института, обладают одной из лучших коллекций исламского искусства в Соединенных Штатах. В частности, здесь имеется уникальная коллекция керамики и иллюстрированных рукописей. Среди прочих экспонатов здесь можно увидеть коллекцию Коранов IX-XIX вв. (полные тома и отдельные листы) из Ирана, арабского мира и Турции, пишет islamic-arts.org.


1. Разворот Корана, Египет, период Мамлюков, XIV. Чернила, акварель и золото

2. Страница Корана, Иран, конец IX – начало X в. Белый пергамент, коричневые и красные чернила, золото.

3. Страница Корана, Турция, 2-я половина XVI-го в. Бумага, акварель, тушь и золото.

4. Раздел (джуз) Корана. Вероятно, Северная Африка или Испания, XII в.

Мелкие округлые формы и широкие изгибы букв типичны для так называемого магрибского (западного) письма, используемого во всей Северной Африке и на юге Испании. Эти страницы также отличаются сложным дизайном. Небольшой медальон в тексте обозначает окончание аята, в то время как медальон большего размера на полях указывает на конец раздела. Последняя строка текста, написанная золотым шрифтом с плотно расположенными буквами, содержит благословение пророку Мухаммаду (с.а.в.). Всю левую страницу занимает сложный медальон солнечных лучей (шамса), подчеркивающий разрыв в тексте – окончание джуза. Хотя такие знаки были необходимы для правильного прочтения текста, они также и украшают книгу. Фиолетовая окраска страницы – результат повреждения плесенью.

5. Титульный лист Корана, Египет, конец XIV в. Бумага, чернила, акварель и золото.

6. Обложка Корана, Иран, XVI в.

7. Страница Корана. Вероятно, Ирак, IX-X вв.

Большинство Коранов конца IX и начала X вв. написаны тростниковым пером темно-коричневыми или черными чернилами на горизонтально ориентированном пергаменте, как правило, почерком куфи. Отличаясь короткими вертикальными и вытянутыми горизонтальными штрихами, в этом почерке буквы сопровождаются элегантными красными диакритическими знаками. Небольшой цветочный медальон на полях указывает на окончание аята.

8. Двойной фронтиспис Корана, происхождение неизвестно, XII в. Бумага, чернила, золото.

9. Страница Корана, Египет, 1313 г.

Этот лист изначально был частью Корана, созданного по заказу мамлюкского султана Мухаммада ан-Насира. Согласно колофону, Коран был скопирован золотыми чернилами каллиграфом Шадхи ибн Мухаммадом ибн Айюбом (ум. 1342) и иллюстрирован двумя художниками – Айдуги ибн Абдуллахом и Али ибн Мухаммадом.

10. Разворот Корана, Иран, 1791-1792 гг.

11. Страница Корана, Индия, конец XV в. Бумага, чернила, золото.

12. Страница Корана, вероятно, Северная Африка, IX в. Пергамент, чернила, золото.

13. Комментарий к суре «Йасин», Турция, 1783 г.

14. Разворот Корана, Турция. 1500-1550 гг. Бумага, чернила, золото и акварель.

Исламосфера

Комментарии