“Крадя у сарацинов”: забытый долг европейской архитектуры перед исламскими первопроходцами
Новая книга Дианы Дарк описывает происходившее веками взаимодействие между западной и арабской культурами, одной из важнейших точек соприкосновения которых была архитектура.
Монументальные здания, такие как Вестминстерский дворец в Лондоне, собор Парижской Богоматери или даже недостроенная базилика Святого Семейства в Барселоне, настолько сильно отпечатались в коллективном воображении Запада и вписались в ландшафт его городов, что едва ли можно найти более очевидное проявление европейской идентичности, чем эти здания.
Однако если присмотреться к их остроконечным аркам, замысловатым башням и пышным фасадам, то станет очевидным тот факт, что западная архитектура в долгу перед арабским миром.
Такие важные темы, как развитие христианской архитектуры от ее самых ранних истоков в Сирии IV века до того влияния, которое оказывали в последующие столетия на Запад мусульманские зодчие, получили осмысление в новой книге “Крадя у сарацинов: как исламская архитектура формировала Европу”, автором которой является Диана Дарк.
Мусульманская архитектура повлияла на весь мир.
Она рассматривает архитектурные концепции и стили, а также то, как они перешли из оживленных ближневосточных столиц, таких как Дамаск, Багдад и Каир, через мусульманскую Испанию, Венецию и Сицилию в Европу. В ней также описывается, как средневековые крестоносцы, паломники и торговцы сталкивались с арабо-мусульманской культурой на своем пути в Святую Землю.
Это история, которая в лучшем случае была забыта, а в худшем – умышленно проигнорирована. Толчок к созданию книги, объясняет Дарк, пришел после пожара, который случился в соборе Нотр-Дам в 2019 году.
“Боюсь, что реакция на этот пожар просто разозлила меня”, – сказала она во время презентации своей книги на онлайн-семинаре, организованном Советом по арабо-британскому взаимопониманию.
«Когда все говорили, что это великий символ французской идентичности, я думала: “Подождите минутку, неужели люди не понимают, что это здание далеко не такое европейское, как они думают?”»
Как исламская архитектура может вдохновить современную архитектуру?
На следующее утро Дарк опубликовала в твиттере фотографию предтечи собора Парижской Богоматери, церкви пятого века, которая до сих пор стоит в сирийской провинции Идлиб.
“Архитектура Нотр-Дам, как и всех готических соборов в Европе, восходит непосредственно к сирийской церкви Кальб-Лузе 5-го века”, – писала она.
“Крестоносцы принесли концепцию “башни-близнеца с окном-розой (большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом – прим.Исламосфера)”, обратно в Европу в XII веке”.
К написанию книги Дарк также вдохновило посещение Мескиты в Кордове, андалузской мечети VIII века, которая была преобразована в собор после изгнания мусульман из Испании.
Отражает ли исламская архитектура Ислам?
“Я была так потрясена, когда приехала в Кордову и увидела уровень культурных заимствований в Меските и тем фактом, что о сирийском происхождении просто не говорили”, – сказала она. “Если бы вы не знали, что она когда-то была мечетью, то, честно говоря, и не узнали бы”.
Влияние ислама на европейскую архитектуру продолжалось по мере того, как менялся и мусульманский мир. Это видно по мамлюкскому влиянию, привнесенному в Венецию из Каира, или по тому, как сооружения османской эпохи вдохновили сэра Кристофера Рена на строительство собора Святого Павла в Лондоне.
Сам Рен заметил, что готический стиль, который процветал в Европе в Средние века, более уместно было бы назвать сарацинским стилем.
Неправильное название вернулось с готическим возрождением, стилем таких сооружений, как Дом парламента в Лондоне, а также церквей и других зданий, построенных по всей Европе в XIX веке. Более обманчивого термина и не придумать, считает Дарк.
“Каким-то образом этот термин утвердился, что совершенно очевидно неправильно. Я имею в виду, что готы не произвели ничего из этого”, – сказала она.
Османская мечеть, успевшая побывать католическим собором, восстановлена в Алжире.
Послание, содержащееся в “Крадя у сарацинов“, получило широкое одобрение у множества религиозных и светских деятелей.
Лорд Роуэн Уильямс, бывший архиепископ Кентерберийский, заявил, что книга Дарк “показывает, как наши культуры – включая наши религиозные культуры – взаимодействуют и переплетаются таким образом, что бросают вызов всем видам предположений, которые мы можем сделать о нашей истории”.
Дарк объяснила, что она пытается осветить долгую историю взаимосвязи между мировыми культурами.
“В этой книге я пытаюсь показать, что все культуры взаимозависимы и что все основывается на том, что было раньше”, – сказала она. “Все эти культуры взаимодействуют такими способами, которые нам действительно необходимо понять. И если оглядеться назад через века, то нет никаких сомнений, что на Запад пришло гораздо больше”.
Это послание едва ли может быть более важным в то время, когда в Европе национализм и исламофобия находятся на подъеме.
В Иордании открылась выставка об арабском влиянии на латиноамериканскую архитектуру.
Исламосфера