Крошечная мусульманская община в китайском Хайнане стала очередной мишенью для религиозных репрессий
В то время как внимание мирового сообщества приковано к репрессиям Китая в отношении уйгуров Синьцзяна, ограничения, налагаемые Пекином на другие мусульманские меньшинства, остаются почти незаметными, пишет South China Morning Post.
Ограничения, такие как запрещение ношения традиционной одежды в школах и правительственных учреждениях, были наложены на уцулов, малоизвестный народ численностью около 10 000 человек, живущий в Санье (провинция Хайнань), почти в 12 000 км от Синьцзяна.
Китай вводит новые ограничения для мусульман Синцзяна.
Из документов Коммунистической партии также видно, что власти собираются усилить наблюдение за жителями мусульманских кварталов и ввести более жесткие ограничения на религиозную и “арабскую” архитектуру.
Приказ о запрете ношения хиджаба в школах вызвал протесты среди уцулов в начале сентября, а на фотографиях и видео, циркулирующих в китайских социальных сетях, можно увидеть группу девочек в платках, читающих учебники за пределами начальной школы в окружении полицейских.
“Официальная линия заключается в том, что ни одно этническое меньшинство не может носить традиционную одежду на территории школы, но другие этнические меньшинства [в Санье] не носят традиционную одежду в своей повседневной жизни, так что для них это не имеет никакого значения, но для нас хиджаб является неотъемлемой частью нашей культуры, и если мы снимаем его, то это все равно, что снять нашу одежду”, – сказал уцульский соцработник на условиях анонимности.
Как Китай подавляет исламскую культуру на родине мусульман-хуэй?
Китайское правительство часто оправдывало свое обращение с мусульманами в Синьцзяне, где, по оценкам доклада ООН, до миллиона уйгуров и других групп меньшинств содержатся в лагерях, указывая на предыдущие террористические нападения.
Однако никаких оснований для запрета традиционной одежды уцулов Саньи не было. По словам соцработника, уцульским женщинам, работающим в муниципальном управлении Саньи или местном отделении Коммунистической партии Китая (КПК), также запретили носить хиджаб на работе в конце прошлого года.
Уцулам, работающим в органах власти или Коммунистической партии, говорят только, что хиджаб – это “нарушение порядка”.
Но из прошлогоднего документа Коммунистической партии видно, что запрет является последним проявлением согласованной кампании китаизации нескольких районов, где живут, едят и молятся уцулы.
Для чего Китаю понадобилась китаизация исламской культуры в стране?
Четырехстраничный доклад, озаглавленный как “Рабочий документ, касающийся укрепления общего управления районами Хуэйсинь и Хуэйхуэй”, касается двух районов Саньи, где большинство жителей составляют уцулы. В нем подробно излагается перечень мер, которые необходимо осуществить.
Мечети должны будут быть уменьшены в размерах при перестройке, а здания в “арабском стиле” будут запрещены. Арабский шрифт также должен быть удален с витрин магазинов, наряду с китайскими иероглифами, такими как “халяль” и “Ислам”.
Члены коммунистической партии уцульского происхождения будут подвергнуты допросам, чтобы убедиться, что они не исповедуют ислам (КПК официально является атеистической) и будут подвергнуты наказанию, если будет установлено, что они являются соблюдающими мусульманами.
Помимо хиджабов, будет запрещено ношение длинных юбок в школах и на рабочем месте. В мечетях теперь должен будет присутствовать член Коммунистической партии в целях осуществления контроля.
Мусульмане-хуэй: “Мы столкнулись с беспрецедентным кризисом веры”.
Эти меры отражают политику, которая была впервые разработана для Синьцзяна и с тех пор осуществляется по всей стране.
В 2018 году Госсовет Китая издал секретную директиву, озаглавленную как “Укрепление и улучшение работы с исламом в новой ситуации”, которая предписывала среди многих других ограничений убрать из мечетей любые арабские элементы.
С тех пор купола мечетей в районах и провинциях за пределами Синьцзяна были демонтированы или заменены кафельными пагодами в китайском стиле.
По словам уцульского соцработника, запрет на ношение хиджаба был встречен яростными протестами со стороны учеников и их семей.
Запрет был временно снят в прошлый вторник после того, как сотни учеников в трех школах отказались снять головные уборы, а другие бойкотировали занятия в знак солидарности.
Жизнь и традиции китайских мусульман из города Тунсинь.
В последние годы усилия правительства в рамках политики китаизации были направлены и против других меньшинств.
В 2018 году планы по сносу мечети в Нинся вызвали массовые протесты среди местных хуэйцев, что вынудило власти временно прекратить строительство. Но купол и минареты были демонтированы позже в том же году, и местные жители были вынуждены подписать письма в поддержку “реконструкции”.
Ма Хайюнь, адъюнкт-профессор истории в Университете штата Фростбург в Мэриленде, сказал, что Синьцзян был “лабораторией” для репрессивной политики против ислама, которая теперь повторяется по всему Китаю.
Ма, являющийся практикующим мусульманином-хуэйцем, добавил, что существует явный двойной стандарт в отношении традиционной одежды.
В то время как китайские власти запрещают традиционную одежду мусульман, недавно распространившаяся тенденция среди китайских миллениалов носить традиционную ханьскую одежду – известную как ханьфу – была высоко оценена властями.
Ма также сказал, что нападение на уцулов в Санье может создать проблемы там, где их раньше не было, добавив, что для уцульских женщин ношение хиджаба было унаследованной традицией, а не признаком религиозного рвения.
2 мусульманских мастера ушу: учитель Джета Ли и герой Китая.
Уцульский соцработник отметил, что местные чиновники неверно охарактеризовали этот обычай как “религию, навязываемую несовершеннолетним”.
Хотя число уцулов ничтожно мало по сравнению с уйгурами или хуэйцами, численность которых составляет около 10 миллионов человек, нападение на них все же может повредить хрупким отношениям Китая со странами Юго-Восточной Азии, с которыми у них имеются прочные культурные связи.
Уцулы – потомки народа чам, который когда-то населял Королевство Чампа в современном Вьетнаме, где ислам стал доминирующей религией в 17 веке.
Кроме того, уцулы говорят на языке, который похож на малайский.
“До Covid-19 мы часто ездили в Юго-Восточную Азию учиться и путешествовать, и всякий раз, когда мы там бываем, возникает это чувство близости”, – сказал анонимный соцработник.
Чамы – необычные мусульмане Вьетнама.
По словам Ма, Малайзия и Индонезия, в последние годы налаживают связи с уцулами, и бывший премьер-министр Малайзии Абдулла Ахмад Бадави, бабушка которого была уцулкой, несколько раз посещал Санью.
Ма сказал, что, если репрессии против меньшинств продолжатся, в таких странах, как Малайзия, могут легко вскипеть антикитайские настроения.
“Репрессивная политика в отношении этой небольшой группы из 10 000 человек может разрушить имидж Китая среди народов Юго-Восточной Азии, что может побудить их правительства стать более популистскими и разжечь ненависть к китайской диаспоре”, – добавил он.
Исламосфера