Кто такие гриоты, и почему они важны?
Происхождение гриотов, сказателей и бардов Западной Африки, прослеживается с XIII в., со времен империи Мали, пишет Лиз Око.
С тех времен по сей день гриоты остаются рассказчиками, музыкантами и устными историками своих общин. Они сохраняют генеалогию, исторические повествования и устные традиций народа. Кроме того, раньше гриоты хранили сведения обо всех рождениях, смертях и браках в семьях или деревнях.
Традиционно гриоты принадлежали к отдельной социальной касте. Их искусство передавалось из поколения в поколение от отца к сыну, и поэтому не каждый мог стать гриотом. Обучение обычно заключается в том, чтобы годами слушать и запоминать. Как правило, оно начинается в возрасте восьми лет, когда мальчиков учат изготавливать музыкальный инструмент, на котором принято играть в семье и завершается примерно в 18 лет, когда юноши овладеют навыками, необходимыми для исполнения репертуара из сотен песен и историй, составляющих их наследие. После этого заключительного испытания юному гриоту выдается его собственный инструмент. Такое строгое традиционное обучение помогает сказителям понять более глубокие паттерны и мелодии, а не поверхностные звуки, производимые игрой на инструментах.
Гриоты рассказывают свои истории под музыку, используя четыре основных инструмента – кору (21-струнный щипковый инструмент, по строению и звуку близкий к лютне и арфе), балафон (ударный музыкальный инструмент), нгони (традиционная гитара) и свой голос.
Роль, которую выполняют гриоты, была очень важна для сохранения истории народа, особенно столетия назад, когда технологии не были так развиты. Хотя сейчас это уже не так актуально, подобная роль все еще значима для сохранения родословных и истории семей и общин. Тем более для обществ, в которых не распространены письмо и чтение.
У каждой семьи правителей империи Мали, именуемых джатиги, была своя семья гриотов. А по всей Западной Африке гриоты были известны как советники и дипломаты своих деревень, они решали возникающие между их соплеменниками споры и разногласия. В настоящее время эта роль несколько уменьшилась, и гриоты, в основном, остаются сказителями и музыкантами.
Некоторые из современных известных музыкантов из Западной Африки, такие как Мори Канте из Гвинеи, Мансур Сек и Юссу Н’Дур из Сенегала, являются выходцами из семей гриотов. С другой стороны, по мере того как меняются времена, и происходит разрыв с традициями, мы видим, как такие артисты, как Салиф Кейта, которые не принадлежит к этой линии, тоже берут на себе подобную культурную роль.
Сегодня гриотов в Западной Африке можно встретить среди народов манде, фулани, хауса, сонгай, тукулер, волоф, серер, моси, дагомба, мавританских арабов и многих других более мелких групп.
Музыка гриотов повлияла на современный рэп, возникший среди афроамериканцев в США, корни многих из которых восходят к народам Западной Африки.
Исламосфера