Культура Египта при Фатимидах

Период правления Фатимидов представляет собой отдельный период в истории Египта.
Перенос центра халифата шиитской династии Фатимидов в Каир ознаменовался появлением двух важных культурных явлений. Одним из них является сочетание древнегреческой философии с шиитскими источниками, а другим – налаживание системной подготовки исмаилитских проповедников (даи) с целью распространения этого течения.

Фатимидский кувшин (X в.) / Источник: Jean-Valentin Morel – https://collections.dma.org/artwork/5340197
Фатимиды предприняли попытки создать в Каире шиитские версии религиозных и культурных учреждений, основанных в Багдаде их суннитскими соперниками Аббасидами. В этом отношении важное значение имеют мечеть Аль-Азхар, где стали регулярно проводиться лекции ученых, а также мечети Хаким, Карафа и Акмар, построенные в этот период.

Мечеть Аль-Азхар в Каире, построенная Фатимидами между 970 и 972 гг. / Источник: Vyacheslav Argenberg / http://www.vascoplanet.com/
Во дворце Фатимидов в Каире была основана большая библиотека. Египетский историк и географ аль-Макризи утверждает, что она была самой большой во всем исламском мире. В научном и образовательном центре Дар аль-Хикма (Дар аль-Ильм), основанном фатимидским халифом аль-Хакимом Биамриллахом в Каире в 1004 году, было организовано преподавание таких наук, как философия, логика, математика и медицина. Библиотека при этом центре также славилась своими книжными богатствами. Известно, что ее посещали Насир Хосров, исмаилитский философ, поэт, путешественник и проповедник, и Хасан Саббах, основатель Низаритского исмаилитского государства и его военной группировки фидаинов, известной как ассасины.

Мечеть аль-Хаким в Каире, построенная в 1013 г. / Источник: Michel Benoist Mbenoist /Wikipedia
При Фатимидах в Египте применялись шиитские законы и отмечались шиитские праздники, однако шиизм так и не получил широкого распространения среди народа и всегда оставался религией правящего класса.

Фатимидский золотой динар, отчеканенный во время правления аль-Мустансира Биллаха (1036–1094) / Источник: Коллекция Халили
В этот период в стране развивались исламские и светские науки. Здесь работали такие ученые, как хадисоведы Абу Бакр Мухаммад аль-Аскари и Абу Тахир ас-Силафи, арабисты Али ибн Ахмад аль-Мухаллаби и Ибн Бабашаз, историки Шабушти, Мусаббихи, Абу Абдуллах аль-Кудаи и Абу аль-Касим ибн ас-Сайрафи, автор «Аль-Ишара иля ман нала аль-вазара». Муиз-Лидиниллах, четвёртый халиф Фатимидского халифата, и главный судья Египта Абу Ханифа Нуман ибн Мухаммад, разъясняющий его взгляды народу, составили труды об исмаилитском вероучении. Среди выдающихся ученых того периода можно также назвать визиря Ибн Киллиса, автора ряда трудов по шиитскому праву, и главного даи (даи ад-дуат) Муаййяда Фиддина.
Баб аль-Футух, одни из ворот Каира / Источник: Sailko/Wikipedia
По приглашению халифа аль-Хакима Биамриллаха в страну для изучения Нила приехал знаменитый математик, механик, физик, астроном и философ Ибн аль-Хайсам.

Мечеть Аc-Салиха Талаи в Каире, построенная Талаи ибн Руззиком в 1160 году и изначально предназначавшаяся для хранения головы Хусейна (в итоге голова была захоронена в современной мечети аль-Хусейна) / Источник: Casual Builder/Wikipedia
В этот период в Египте жил и работал выдающийся врач, астролог и астроном Али ибн Ридван. Помимо вклада в медицину, он известен тем, что предоставил самое подробное описание сверхновой звезды, ныне известной как SN 1006, которую он наблюдал в 1006 году.

Оригинальный михраб периода Фатимидов внутри мечети Аль-Азхар / Источник: Djehouty/Wikipedia
При Фатимидах развивалась и поэзия. Это было связано с тем, что халифы и визири выплачивали жалованье поэтам и были щедры по отношению к ним. Среди них были такие известные деятели, как Абу Али Хасан ибн Забид аль-Ансари, Абу аль-Хасан Али ибн Джафар и Абу аль-Фатх Махмуд ибн Каду.

Мужчины на охоте, на панели из слоновой кости (XI век) / Источник: Marie-Lan Nguyen/Wikipedia
По приглашению визиря Талаи ибн Руззика в Египет переселился йеменский поэт и историк Умар аль-Йамани. Его «Тарих аль-Йаман» – самый ранний и во многих отношениях самый значимый труд по истории Йемена исламской эпохи. Хотя аль-Йамани был суннитом, он был так тесно связан с Фатимидами, что в 1174 году участвовал в заговоре с целью восстановления их правления, за что и был казнен по приказу Салах ад-Дина аль-Айюби.

Люстровая тарелка с узором в виде птицы (XI век). В ходе археологических раскопок было обнаружено много печей и керамических фрагментов в аль-Фустате, и, вероятно, это было важное место производства исламской керамики в период Фатимидов / Источник: Walters Art Museum
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi