Кумма – национальный головной убор Омана

Узорчатая шапка, похожая на тюбетейку, кумма была популяризирована султаном Кабусом. Такие головные уборы ручной работы передаются по наследству, а дорогие куммы для особых случаев, таких как свадьбы, берут напрокат, пишет Манал аль-Малики.


Кумма – это традиционный национальный головной убор Омана, ее носят с дишдашем, который представляет собой длинный халат или рубаху. Она является частью оманской идентичности, ее ношение стало символом патриотизма и гордости за богатую и разнообразную историю страны.

Такую высокую тюбетейку с толстым верхом изготавливают из плотной ткани, благодаря чему она хорошо защищает от палящего солнца. Куммы могут быть всех цветов, и каждую из них украшает витиеватый узор, от цветочных до мозаичных, от замысловатых и сложных до более тонких и простых.

Традиционно такой головной убор изготавливали вручную женщины. Но в нашу эпоху эта традиция находится под угрозой, поскольку молодежь часто предпочитает современную моду. Кроме того, массовое машинное производство кумм лишает работы мастериц, чьи навыки передавались из поколения в поколение.

Любимый головной убор всех индонезийцев.

Источник: philipus – Fotolia

Сафия Ахмад аль-Лавати – одна из тех, кто занимается изготовлением таких головных уборов. Как она говорит, создание одной куммы может занять месяц и более. Ее изготовление «требует настоящего мастерства», на овладение которым уходят годы. Она объясняет: «Это долгий и сложный процесс, и он может занять до месяца или больше в зависимости от того, насколько сложным является украшение».

Такие люди, как Сафия Ахмад аль-Лавати, которая является администратором Национального музея Омана, верят в возрождение и сохранение традиции ручной вышивки куммы. Она основала некоммерческую организацию, которая помогает оманским женщинам освоить это ремесло.

В той же степени, как и сама кумма, важны традиции ее изготовления. Женщины нередко вышивают такие головные уборы для мужчин у себя дома, в семейном кругу, получая таким образом возможность продемонстрировать свое мастерство и художественный талант. Они помещают в них частичку самих себя, а мужчины с гордостью носят их творения. Это подчеркивает взаимосвязь мужчины и женщины в обществе, их динамичные отношения, символизируя, что один из них не может добиться успеха без другого. Узоры, представленные на куммах, не только красивы, но и показывают, что, несмотря на то, что женщины остаются в тени, без них не существовало бы этой традиции.

Есть ли будущее у тунисского головного убора шешия?

Источник: Tim Mannakee

Кумма также является напоминанием о влиянии Омана на Африканский континент и Индию. Джон Гиллоу, автор книги «Африканский текстиль: цвет и креативность на континенте» (African Textiles: Color and Creativity Across a Continent), полагает, что именно оманцы привезли кумму в Восточную Африку. Считается, что это она повлияла на восточноафриканскую куфию. Кумма стала особенно популярной на Занзибаре, который был колонией Омана.

Чтобы сохранить традицию изготовления таких головных уборов, Оман принял закон, запрещающий «дешевые, машинные подделки». Согласно ему, в стране маркироваться и продаваться могут только куммы, изготовленные в соответствии с правилами. Изделия ручной работы отличаются уникальным дизайном, в то время как машинные изделия оформляются стандартно. Они ценятся гораздо больше. Куммы ручной работы обычно продаются за 60 оманских риалов, а сшитые на машинке – всего за 3 оманских риала.

Нося такие головные уборы, мужчины демонстрируют мастерство местных женщин. Кумма не только дарит оманцам чувство принадлежности к нации, но и прославляет руки, которые ее создали.

Тийон: исламские истоки афроамериканского головного убора.

Исламосфера

Комментарии