Легендарная гора Каф в мусульманской литературе: реальность или символ?

Эта мифическая гора или горная цепь, которая, согласно средневековой исламской космологии, опоясывает землю, сообщает Islam Ansiklopedisi.


Во многих религиях можно встретить восприятие гор как мест, связанных с божественностью. Например, согласно распространенным в них представлениям, горы являются сверхъестественным элементом, служат опорой для земли или неба, подобно шесту, который держит шатер. Также считалось, что горы связаны с жилами земли. Вера в священные горы, представляющие собой центр мира, можно увидеть у самых разных народов – в Месопотамии, на Урале и Алтае, у германских племен и даже у пигмеев Малакки.

Согласно представлением иудеев, скала, на которой был построен Храм Соломона, является центром мира и служит опорой всей земле. Здесь проявился Бог, и земля была сотворена на основе этой скалы. Как считают христиане, холм Голгофа, на котором был распят Иисус, находится в центре мира. Это одновременно и вершина небесной горы, и место, где был сотворен и похоронен Адам.

Аб-и хаят – источник вечной жизни мусульманских легенд.

В исламской культуре воплощением подобных представлений является гора Каф. Хотя в Коране ничего не говорится о ней, эта тема широко рассматривается в толкованиях (тафсирах) Священной Книги мусульман, истории и художественной литературе. Так как 50-я сура Корана, которая называется «Каф», начинается с арабской буквы «каф», то некоторые комментаторы считали, что она обозначает эту гору. Свое мнение они подкрепляли 5-7 аятами этой суры «Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нем нет расщелин. Мы простерли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений», а также передаваемым от Ибн Аббаса преданием (риваят) «После земли Аллах создал море, окружающее ее, а после гору, которая называется Каф. Небо опирается на нее…» (Ибн Касир, IV, 236-237). Но большинство комментаторов Корана не согласны с тем, что в упоминаемой суре говорится именно о горе Каф.

Иллюстрация из “Чудес сотворенного” Закарии аль-Казвини, показывающая “дискообразную землю, окруженную горным хребтом Каф, покоящуюся на спине гигантского быка (ар-Райян), который, в свою очередь, стоит на огромной рыбе (Бахамут), поддерживаемой ангелом. Такой тип визуализации структуры Вселенной не был чем-то необычным в 13 веке. / Источник: en.wikipedia.org

Источником описания горы Каф в исламской религиозной литературе выступают некоторые оцениваемые как слабые предания от Ибн Аббаса и Вахба ибн Мунаббиха, а также сведения, заимствованные отдельными комментаторами Корана и историками из зороастрийских и иудейских источников.

В целом, разные источники содержат противоречивые сведения о том, что представляет собой гора Каф. В одних из них она рассматривается как реально существующий географический объект, в других – как абстрактный мистический символ. Однако общая тенденция сводится к тому, что Каф существует в действительности и представляет собой горную цепь, опоясывающую землю. Некоторые источники связывают гору Каф с Кавказом, художественным образом которого она часто выступала, или с Эльбрусом.

В Турции планируют открыть музей Великого Потопа и Ноева Ковчега.

Как сообщает знаменитый историк и комментатор Корана ат-Табари (839-923) в «Истории пророков и царей», подобно тому, как кольцо опоясывает палец, гора Каф опоясывает землю, также она упрочивает ее. Чтобы добраться до нее, нужно четыре месяца идти во тьме. Цвет этой горы изумрудно-зеленый и синий, от этого небо приобрело свой цвет. Поскольку все горы соединены с нею, то она предотвращает постоянное сотрясение земли. Другой знаменитый арабский историк и географ Якут аль-Хамави в «Муджам аль-бульдан» («Словарь стран») писал, что гора Каф состоит из изумрудов, небо опирается на нее, солнце садится и поднимается из нее, а за нею находятся другие миры, о которых никто не ведает. Согласно некоторым преданиям, гора Каф опирается на скалу из изумруда, которая именуется «ватад». Арабский историк и литератор аль-Казвини (1203-1283) в своем космографическом сочинении «Аджаиб ал-махлукат ва гараиб ал-мауджудат» («Чудеса сотворенного и диковинки существующего») приводит сказание о том, что сначала земля, не имея опоры, постоянно сотрясалась. Тогда Аллах сотворил ангела, который взял ее на свои плечи, и установил ее на скалу из зеленого рубина. Когда Всевышний хочет погубить какой-либо народ, то повелевает этому ангелу подвинуть одну из гор, связанных с Каф. Сирийский историк Ибн аль-Варди (691-749) в «Харидат аль-аджаиб ва фаридат аль-гараиб» («Жемчужина чудес и уникальность странных вещей») писал, что жилы горы Каф связаны с рубиновой скалой, упомянутой в Коране (сура «Лукман», 16-й аят), и она, наряду с землей, окружает и океан.

Simurg'un Bebek Zal'ı Kaf Dağına Götürmesi | Minyatürler, Sanat, Sanat tarihi

Симург приносит младенца Заля на гору Каф / Источник: pinterest.co.uk

Как сообщают сказания, пространство за горой Каф заполнено ангелами, за нею находятся другие миры, один из которых из золота, семьдесят – из серебра и семь – из мускуса. Размеры каждого из этих миров таковы, что пересечь их можно за 10 000 дней, и здесь обитают ангелы, джинны или пэри. Другой мифический персонаж, с которым связаны легенды о горе Каф, – это птица, которую арабы называли Анкой, иранцы – Симургом, а тюрки – Зумруду-Анка. Утверждается, что эта птица живет в похожем на дворец гнезде на вершине или подножье горы, она разумна и может говорить, обладает обширными знаниями и умениями, а также была наставницей правителей и героев, которые приходили к ней за советом.

“Имя есть, а самих нет”: мифические птицы мусульманской культуры.

Согласно отдельным преданиям, у подножья горы Каф можно найти обломки ковчега пророка Нуха (Ноя).

Мотив горы Каф также можно встретить в художественной литературе и поэзии. Фаридуддин Аттар в своей поэме «Язык птиц» описывает путешествие пернатых, которые хотят достичь горы Каф. Их путь к «далекой стране, где обретается мудрость» является метафорическим описанием духовного странствия человека. Также гора Каф упоминается в «Шахнаме» Фирдоуси, сказках «Тысячи и одной ночи» и подобной литературе.

Исламосфера

Комментарии