«Лига добродетельных» на страже справедливости в Мекке

«Лига добродетельных» – это союз, созданный курайшитскими кланами для обеспечения справедливости. В нем состоял и Пророк Мухаммад (мир ему), сообщает сайт Fikriyat.


В доисламский период в Мекке было создано две «Лиги добродетельных» (Хильф аль-Фудуль). Согласно одному преданию, основателями первого стали три человека по имени Фадль – Фадль ибн Фадаля, Фадль ибн Вадаа и Фадль ибн Харис. Они договорились, что, если какой-то человек из числа местных или чужаков, лишенный покровителей, подвергнется несправедливости, члены союза встанут на его защиту. По второй версии, такое название союзу дали курайшиты, так как его целью было вернуть человеку отнятое у него сверх меры (по-арабски «фудуль»).

Вторая «Лига добродетельных» была создана, по разным данным, за 33, 28 или 18 лет до хиджры. В Мекке между разными племенами и кланами время от времени происходили конфликты. Кроме того, прибывающие из других мест для хаджа или торговли чужаки, которые не имели покровителей и защитников, временами подвергались притеснению. Согласно преданию, один из таких случаев и стал причиной для создания Лиги. Житель Йемена, прибывший в Мекку для совершения умры (малого хаджа), привез с собой товары. Он договорился с одним мекканцем об их продаже, тот товары взял, но платить отказался. Поднявшись на холм в Мекке, йеменец в стихах описал беззаконие, которому он подвергся. Тогда несколько курайшитских кланов собрались, чтобы заключить союз. Они дали клятву, что будут противостоять несправедливости. В качестве одного из представителей хашимитов в собрании принял участие Мухаммад (мир ему), которому на тот момент было 20 или 35 лет. После клятвы участники соглашения выпили воду, которой был омыт Черный камень.

Хиджаз – ключевой регион исламского мира.

Épinglé par Bobur Boybekov sur mekke ve medine

Источник: pinterest.com

В источниках слова клятва приводится таким образом: «Клянемся Аллахом, что если в Мекке к кому-то будет проявлена несправедливость, то будь притесняемый хорошим человеком или плохим, будь он из нас или чужаком, мы будем действовать как одна рука, пока он не вернет то, что ему положено по праву».

Посланник Аллаха (мир ему) с похвалой отзывался о Хильф аль-Фудуль после начала своей пророческой миссии. Он говорил, что ислам только усилил этот союз, а также заявлял, что если его призовут к выполнению данной клятвы, он тут же внемлет призыву.

Передается несколько историй о том, как Хильф аль-Фудуль помогала осуществлению справедливости.

Торговец из племени Сумала продал свой товар одному влиятельному мекканцу, Убайю ибн Халяфу, но не смог получить с него деньги. Тогда он пожаловался «Лиге». Ее представители явились к Убайю и заставили его расплатиться.

В другой раз еще один влиятельный мекканец, Нубайх ибн Хаджадж, насильно забрал у одного торговца дочь. Члены «Лиги добродетельных» окружили дом Нубайха и вернули девушку отцу.

Как-то раз Абу Джахль, купив товар у торговца из племени Араш, не заплатил. Один из многобожников, зная о враждебном отношении Абу Джахля к Мухаммаду (мир ему) и желая поиздеваться, показал торговцу на Посланника Аллаха (мир ему), заявив, что тот сможет ему помочь. Торговец попросил помощи у него. Мухаммад (мир ему) вместе с пострадавшим отправился домой к Абу Джахлю и без проблем получил деньги.

Как Умар (р.а.) боролся за социальную справедливость?

حلف الفضول

Источник: amrkhaled.net

В другой раз Абу Джахль, желая получить товар задешево у одного прибывшего в Мекку араба, запретил всем другим покупать у него. Посланник Аллаха (мир ему), узнав об этом, купил у торговца все его товары, нагруженные на трех верблюдов, по той цене, которую тот просил. А явившемуся Абу Джахлю напомнил о Хильф аль-Фудуль.

Когда во времена Муавии между Валидом ибн Утбой, наместником (вали) Медины, и Хусейном (да будет доволен ими Аллах) возникли имущественные разногласия, последний пригрозил «Лигой добродетельных». Тогда наместник отказался от своих притязаний.

Главная причина, по которой «Лига добродетельных» не продолжила свою деятельность в более позднюю эпоху, заключалась в том, что присоединение к ней новых членов было невозможно. Поэтому, когда последние из них умерли в начале правления Омейядов, перестала действовать и сама Лига.

Принципы справедливого государства в письме Али ибн Абу Талиба (р.а.).

Исламосфера

Комментарии