Лучшие иранские режиссёры, с творчеством которых интересно познакомиться каждому

Возможно, многие хорошо знакомы с лучшими иранскими кинокартинами, но создатели этих полнометражных фильмов также заслуживают внимания и широкой известности.
Вероятно, самым известным иранским режиссером и сценаристом в мире является Асгар Фархади благодаря двум полученным им «Оскарам». «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжёр» – названия фильмов, принесших премию «Оскар» в список наград этого выдающегося режиссёра. Фархади любит исследовать глубины и сложности повседневных отношений и темы доверия в Иране вызывающим воспоминания образом. В его фильмах снимаются самые известные иранские актеры и актрисы.

Источник: Al Seib / Los Angeles Times
Бахрам Бейзаи – признанный критиками и народом кинорежиссёр, драматург, сценарист и редактор фильмов. Хотя Бейзаи больше не снимает фильмы, его часто считают пионером поколения кинематографистов, чьи работы называют иранской «Новой волной». Его работа «Башу, Маленький незнакомец» была признана «Лучшим иранским фильмом всех времен» персидским киножурналом «Picture World». Он также считается величайшим персидским драматургом и имеет репутацию «Шекспира Персии».

Источник: Film International
Дариюш Мехрджуи, пожалуй, наиболее известен своим фильмом «Гав» («Корова»), который считается первым фильмом иранского движения «Новая волна» семидесятых годов. Многие из его фильмов вдохновлены литературой, однако, в девяностых он также снял четыре полнометражных фильма, в том числе «Бану», «Сара», «Пари» и «Лейла». Все упомянутые кинокартины были выстроены вокруг женских ролей и касались проблем женщин в обществе. Его фильмы в основном перекликаются с работами Дэвида Линча и Стэнли Кубрика. Мехрджуи – один из талантливейших кинематографистов, которые помогли сформировать иранскую киноиндустрию.

Источник: Wikipedia
Аббас Кияростами был режиссером, сценаристом, фотографом, художником, поэтом и продюсером. За свою жизнь он снял более сорока фильмов, и все они получили большое признание публики. Он был награжден Золотой пальмовой ветвью в 1997 году за «Вкус вишни» на Каннском кинофестивале. Таким образом, он стал первым режиссёром-иранцем, получившим данную награду. Стоит отметить, что его фильмы «Где дом друга?», «Крупный план» и «Нас унесёт ветер» вошли в число 100 лучших зарубежных фильмов по результатам опроса критиков BBC Culture в 2018 году. Аббас Кияростами признан одним из лучших иранских режиссеров благодаря художественному использованию им поэтического диалога и аллегорического повествования, затрагивающего политические и философские вопросы. Его двумя последними работами в качестве режиссера были «Копия верна» с Жюльет Бинош в главной роли и «Словно кто-то влюблён», снятые и произведенные в Японии. Выдающийся режиссёр скончался в 2016 году в Париже.
Источник: FRED LUM/THE GLOBE AND MAIL
Бахман Гобади впервые получил международное признание после того, как снял свой первый полнометражный фильм «Время пьяных лошадей», получивший награду «Золотая камера» в Каннах в 2000 году. С тех пор он руководил съемками других отмеченных наградами работ, главными героями которых являлись курды, в том числе «Заблудившийся в Ираке» и «И черепахи умеют летать». Он, как правило, выбирает в основном непрофессиональных актеров и рассказывает истории из их реальной жизни, используя полудокументальный стиль. Этот стиль кинопроизводства также использовался в его последнем фильме, снятом в Иране, «Никто не знает о персидских котах». Фильм исследует андеграундную рок-сцену Тегерана.
Источник: Wikipedia
Всемирно известная и признанная критиками иранская женщина-кинорежиссер и сценарист Рахшан Бани Этемад считается одним из ведущих профессионалов своего дела. Ее фильмы получили высокую оценку на международных фестивалях, а также пользуются популярностью у иранских критиков и зрителей. Она имеет титул «Первой леди иранского кино», что не только указывает на ее известность как режиссера, но также отражает ее социальную роль в слиянии политики и семьи в ее работе. После многих лет работы над документальными фильмами для телевидения она получила приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Фаджр» за фильм «Наргес». Этот успех стал первым случаем в истории фестиваля, когда женщина была удостоена приза за лучшую режиссуру. С тех пор она получила множество наград за свои картины, в том числе премию «Бронзовый леопард» за фильм «Голубая вуаль» на кинофестивале в Локарно в 1995 году. Ее последний полнометражный фильм «Сказки» был выбран для участия в конкурсе «Золотой лев» на 71-м Венецианском международном кинофестивале.

Источник: Sheffield Doc/Fest
После нескольких лет упорной работы над короткометражными фильмами и опыта работы ассистентом у коллеги-режиссера Аббаса Кияростами Джафар Панахи добился международного признания благодаря своему дебютному полнометражному фильму «Белый шар». Фильм получил «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале 1995 года. Это была первая крупная награда, которую иранский фильм получил в Каннах. Панахи получил множество международных наград, в том числе «Золотого леопарда» на Международном кинофестивале в Локарно, «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале и «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Его фильмы известны своим гуманистическим взглядом на жизнь в Иране. Он часто фокусирует своё внимание на невзгодах детей и женщин.

Источник: Sideshow/Janus Films
Режиссер Тахмине Милани была одним из первых иранских режиссеров, проливших свет на социальные реалии и борьбу женщин в Иране того времени. Одним из ее самых новаторских работ стал фильм «Две женщины», снятый в 1999 году. Этот фильм отражает жизнь двух лучших подруг в бурный период иранской истории. Картина «Пятая реакция» – считающаяся ее лучшим фильмом, получила Гран-при Женевского международного кинофестиваля Tous Ecrans. Этот фильм также исследует права женщин в обществе, где доминируют мужчины. Еще один достойный упоминания фильм Милани – «Прекращение огня», который стал одним из самых кассовых фильмов в Иране. В данной картине использован комедийный подход к паре, переживающей развод.

Источник: Ghazaleh Baqerlu
Али Хатами известен как один из лучших иранских кинорежиссеров, сценаристов, художников-постановщиков и художников по костюмам. Первым фильмом, который он снял в 1970 году, стал «Плешивый Хасан» – первая иранская музыкальная картина. Хатами основал небольшую производственную кино-деревню «Киногородок Газали», задействованную в качестве декораций для исторических постановок, которые он использовал для создания популярного телесериала «Хезар Дастан». В 2006 году «Хезар Дастан» был признан Ассоциацией иранских кино- и телевизионных критиков лучшим иранским телесериалом из когда-либо созданных. Его фильмы не привлекли международного внимания, однако, иранская публика высоко оценила его.

Источник: IMDb
Иранский независимый режиссер Мохаммад Расулоф стал признанным критиками режиссером фильма «Сумерки» в 2002 году. Этот фильм был награжден премией «Хрустальный Симорг» за лучший первый фильм на Международном кинофестивале «Фаджр». Последним его фильмом, получившим международное признание, стал «Здесь нет зла», принесшим «Золотого медведя» в основном конкурсе на 70-м Берлинском международном кинофестивале в 2020 году.

Источник: IMDb
Исламосфера