Лхасская соборная мечеть – мусульманский храм в центре Тибета
Лхаса, столица Тибетского автономного района, является политическим, экономическим и культурным центром региона. Также она известна как центр тибетского буддизма. Между тем, значительную часть населения этого города составляют мусульмане. Сейчас здесь имеется четыре мечети, главной из которых считается Большая мечеть.
В созданных между 982 и 983 г. н. э., «Записях о странах мира» (Shijie jingyu zhi) сообщается, что «Лхаса – это маленький город с множеством храмов и идолов, в ней имеется мечеть и небольшое мусульманское население». Таким образом, по крайней мере, уже в X в. в Лхасе существовала мечеть и проживали мусульмане.
Находящаяся на высоте 3650 м над уровнем моря, Лхасская соборная мечеть считается одной из самых высокорасположенных на планете.
Эта мечеть, которую еще называют мечетью Хебалин, первоначально была построена в IX в., в 1716 г. и 1793 г. ее расширяли. Во время тибетского восстания в марте 1959 г. мечеть была сожжена. Только в 1978 году Большая мечеть Лхасы была восстановлена, а местные власти выделили средства на ее содержание. Кроме того, в 2002 году правительство Тибетского автономного округа и муниципальное правительство Лхасы выделили по 500 000 юаней на восстановление и расширение мечети.
5 вещей, которые вы никогда не знали о тибетских мусульманах.
Лхасская соборная мечеть занимает площадь около 3600 кв. м. Она представляет собой трехэтажное здание, увенчанное зеленой купольной крышей с полумесяцем и двумя минаретами с каждой стороны. В молитвенном зале мечети сочетаются исламский архитектурный стиль и декор в тибетском стиле с характерными цветами и узорами. В отделке дверей также можно увидеть сочетание тибетских и китайских узоров и цветов с типичным арабским декором и арабскими золотыми буквами. В центре западной стены зала расположен михраб, красиво украшенный золотыми лотосами и аятами Корана, выгравированными белыми буквами на зеленом фоне. По обе стороны от михраба висят большие картины, изображающие Каабу, написанные местными мусульманскими художниками. На втором этаже молитвенного зала отведено место для женщин.
При мечети имеется медресе, расположенное в двухэтажном здании во дворе храма.
Будучи суннитами и придерживаясь ханафитского мазхаба, мусульмане Лхасы, в целом, благочестивы, строго соблюдают законы шариата в еде и социальных отношениях. Например, они обычно едят только пищу халяль, не курят и не пьют алкоголь. Но в остальном их пищевые привычки такие же, как и у остальных тибетцев. Например, они очень любят пить сладкий или масленый чай и йогурт, а также жареную ячменную муку, смешанную с маслом ( цампа ), сушеным мясом и рисом. Они говорят на том же языке, что и их соплеменники-буддисты, их одежда, культура и наследие одинаковы. И отличает их только религия.
Взаимоотношения буддизма и ислама: мнение ориенталиста.
Мусульманские женщины среднего и пожилого возраста в Лхасе носят одежду в тибетском стиле. Перед тем как выйти, они прикрывают волосы темным шарфом. Молодые мусульманки обычно одеваются более модно, они предпочитают одежду современного китайского вида. Что касается праздничного костюма, мусульмане Лхасы носят разные стили – от современного китайского до тибетского, индийского и среднеазиатского.
Тибетским мусульманам в Лхасе всегда разрешалось свободно исповедовать свою религию. Но после китайской аннексии в 1950 году большинство из них мигрировали в Непал и Индию вместе с Далай-ламой и другими тибетцами.
Балти – народ, живущий на стыке двух культур.
Исламосфера