Любовь суфиев к семье Пророка (САВ)
В основе любви к ахл-и бейт, т.е. членам семьи Пророка (САВ), лежит любовь к нему самому. Кроме того, источником знаний для мусульман о многих религиозных нормах, в частности, связанных с семейной жизнью, выступали ахл-и бейт. Они продолжали выполнять эту функцию и после смерти Посланника Аллаха (САВ). Ахл-и бейт сыграли важную роль в становлении и развитии политики, экономики и права мусульманских государств, пишет Кади Озкёсе.
Особые отношения суфиев к ахл-и бейт связаны в том числе и с тем, что одна из школ тасаввуфа возникла в Куфе – городе, известном своей преданностью потомкам Пророка (САВ). Здесь проживал Абу Хашим аль-Куфи (ум. 150 г. по хиджре) – первый человек, которого стали называть суфием. При рассмотрении сильсиля (цепей преемственности) тарикатов обращает на себя внимание тот факт, что все они начинаются с ахл-и бейт, нередко – с двенадцати имамов. Даже тарикат накшбандия, который известен как сугубо суннитский. Но если одна его сильсиля начинается с Абу Бакра (р.а.), то другая – с Али (р.а.). И даже в сильсиле, начинающейся с Абу Бакра (р.а.) четвертым шейхом тариката числится Джафар ас-Садык (ум. 765) – потомок Пророка (САВ), почитаемый шиитами как шестой имам.
Глубокое влияние на суфийскую мысль оказал Али ибн Абу Талиб (р.а.), почитаемый шиитами как первый имам. Его знания, нравственность, аскетизм и богобоязненность стали примером для суфиев. Когда у Джунайда Багдади (ум. 910 г.) спросили об Али (р.а.), он ответил: «Если бы повелитель правоверных Али (р.а.) не был занят войнами, то обучил бы нас многим тонкостям науки тасаввуфа, потому что ему были дарованы тайны знания – ильм аль-лядунни».
Последователи тарикатов, например, дервиши ахи и бекташи называли Али (р.а.) Шах-и валайат «Шах святости» и Султан-и аулия «Султан святых».
Арба’ин: ежегодные поминки по Имаму Хусейну сопровождаются культурными мероприятиями.
В Средние века широкое распространение получило движение футувва – объединение молодых людей, идеалом которых была справедливость и геройски удалая добродетель, своего рода рыцарство. Считается, что само название этого движения происходит от прозвища, данного Али (р.а.), который мыслился как идеальный герой. Футувват – это множественная форма арабского слова фата «юноша, герой». Как гласит известное высказывание: «Ля фата илля Али ля сайфа илля Зульфикар» – «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфикара (меча Али)».
Али, его сыновьям Хасану и Хусейну (р.а.) посвящали свои стихи многие суфийские поэты. Существовали целые литературные формы текке, восхваляющие их. Например, «Зульфикарнаме» – это стихи, восхваляющие меч Зульфикар, «Дженкнаме» – стихи, воспевающие геройство и военные подвиги Али (р.а.). Их исполняли под музыку как в текке и дяргахах, так и на деревенских праздниках.
Сеиды и шерифы, т.е. потомки внуков Пророка (САВ) Хасана и Хусейна (р.а.), пользовались особым почетом у суфиев. Но на них возлагалась и большая ответственность – быть достойными своего высочайшего предка. А происхождение само по себе не является средством возвыситься перед Всевышним. В Коране сообщается о сыне пророка Нуха (а.с.), который стал неверным. Да и Посланник Аллаха (САВ) сказал своей дочери: «О Фатима, дочь Мухаммада, я никак не смогу избавить тебя от наказания Аллаха!»
Принципы справедливого государства в письме Али ибн Абу Талиба (р.а.).
Исламосфера