Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному: Ч. 1. Ушшак
Слушая исполнение Священного Корана, азана, а также иляхи и другие религиозные мелодии различных народов Востока, наверняка, многие обращали внимание на необычную стилистику и мелодику, которая в корне отличается от европейской или же юго-восточной исполнительской традиции. Раскрытию особенностей этой стилистики и будет посвящен наш сегодняшний очерк.
В основе арабской, иранской, турецкой, узбекской и так далее музыкальных традиций лежит так называемое понятие “макам”, что с арабского языка можно перевести, как “стоянка”. И на самом деле, макамы являются своеобразными стоянками на пути прекрасных мелодий и прекрасных душ, которые ведут к Создателю. Если же переводить понятие “макам” на европейский манер, то оно будет означать лад. Подобно тому, как фундамент классической европейской музыки составляют дорийский, лидийский, миксолидийский и так далее лады, основу музыки мусульманского Востока составляют двенадцать макамов, или же ладов.
Эти макамы, как различные стили исполнения, жанры и звукоряды, существовали с древних времен. Однако их систематизация и теоретическое обоснование произошло лишь в середине XIII века. Этим полезным трудом занялся один из величайших азербайджано-иранских композиторов, теоретиков и каллиграфов древности Сафиуддин Абдулмумин ибн Юсиф ибн Фахир аль-Урмави (1216–1294), который в своих трактатах «Китаб аль-адвар» (1251) и «Рисалат аш-шарафийя» (1267) систематизировал звуковые комплексы, лежащие в основе музыки Ближнего Востока. На основе этой системы Урмави создал совершенную табулатуру, определил звукоряды двенадцати макамов и шести авазов. Также в «Китаб аль-адвар» он записал четыре музыкальных произведения в разработанной им систематике. Многие современные исследователи считают Урмави основоположником теоретического исследования макама.
Макамы, систематизированные Урмави, имеют персидские названия: Ушшак, Нава, Бусалик, Раст, Ирак, Исфахан, Зирафканд, Бузург, Зангула, Рахави, Хусайни, Хиджази. Он разделил эти лады на три группы, в соответствии с теми эмоциями, которые они могут вызывать у человека: первые три – силу, смелость и радость; следующие три – восторг и утонченную радость; три оставшихся – печаль и томление. Названия макамов символизируют различные состояния человека. Так, например, макам Ушшак (в переводе с арабского “влюбленные”), о котором пойдет речь чуть ниже, символизирует влюбленность. Конечно же, под влюбленностью здесь подразумевается любовь человека к Всевышнему Аллаху. Поэтому не случайно многие популярные иляхи написаны и исполняются именно в этом макаме.
Кроме того, музыка в исламском мире является неотъемлемой частью научных познаний, которая связана с другими дисциплинами, такими как математика, медицина, психология, астрономия и так далее. Впервые о связях музыки с гармонией сфер и первоэлементами, с телесными и душевными качествами человека стал говорить Аль-Кинди (IX век). Его система охватывала множество явлений макрокосмического и микрокосмического порядка, связанных с профессиональным музыкальным искусством. При этом между ними устанавливались определенные числовые соответствия. Так, четырем струнам уда соответствовали четыре первоэлемента (вода, земля, воздух, огонь), четыре направления ветра, времена года, кварталы месяца, четверти суток, четыре возраста жизни человека, четыре «сока» в теле человека (флегма, кровь, черная и желтая желчь) и др. Тогда как каждому из семи тонов соответствовали семь планет, а двенадцати знакам зодиака – двенадцать основных конструктивных частей уда, что складывались из четырех его струн, четырех колков и четырех ладков (мест постановки пальцев на грифе инструмента).
Так, четырем струнам уда соответствовали четыре первоэлемента (вода, земля, воздух, огонь), четыре направления ветра, времена года, кварталы месяца, четверти суток, четыре возраста жизни человека, четыре «сока» в теле человека (флегма, кровь, черная и желтая желчь) и др.
Мимо наблюдательного и внимательного читателя наверняка не прошло незаметным то, как от музыки мы плавно перешли к описанию совершенного музыкального инструмента, коим является уд. Его строение и отсутствие ладовых порожков делает уд лучшим инструментом, пригодным для описания теоретических основ мусульманской музыки, а его звучание при демонстрации различных техник и стилей исполнения обращается напрямую к сердцу человека.
Вообще макамов великое множество, известно о существовании более 500 макамов, из которых на сегодняшний день используется различными музыкантами и композиторами около 150, а наиболее распространенными из них являются 40. Однако основными макамами, все же, являются вышеперечисленные. Наличие такого множество макамов свидетельствует о невероятном богатстве мусульманской музыкальной культуры.
Для описания того или иного макама необходимо разобраться с некоторыми теоретическими моментами, которые облегчат наше понимание. В качестве примера мы остановимся на Ушшаке.
Основу любого макама составляет тетрахорд или же звукоряд из 4 иногда из 5 звуков. Для того, чтобы узнать и различить тот или иной макам, достаточно знать о 5 его особенностях:
1. Место остановки – то есть звук, на который заканчивается макам. В нашем случае, для макама Ушшак – это звук “ля”
2. Сильнейший или доминантный звук. Для Ушшака характерным является звук “ре”
3. Звук, предшествующий конечному звуку, для красоты он обычно бывает на ступень ниже конечного звука. В нашем случае – это звук “соль”
4. Проблемные места – то есть звуки, где присутствует понижение или повышение звука на определенную долю. Для Ушшака это “си кома бемоль”
5. Ход. Ушшак имеет восходящий ход.
Из всего перечисленного, наверняка, самым непонятным является “си кома бемоль” и почему ее просто нельзя назвать “си бемолем”? Дело в том, что в отличие от европейской музыки, где для удобства понимания и исполнения, расстояния между соседними звуками поделены на тона и полутона, в мусульманской музыке расстояние между соседними звуками поделены на 9 частей, которые именуются комами. В пересчете на европейскую систему 1 кома составляет 1/9 часть европейского тона. Таким образом, получается, что “си кома бемоль” это “си бемоль”, пониженный на 1/9 тона. Именно это делает мусульманскую музыку столь разнообразной и богатой. По этой же причине многие арабские, персидские и турецкие религиозные произведения невозможно исполнять на фортепиано, так как последний является довольно ограниченным инструментом в плане звукоизвлечения. Конечно же, делу могут помощь струнные, у которых нет ладовых порожков, типа скрипки, альта или же виолончели, однако, самым идеальным инструментом для исполнения религиозной музыки все же является уд.
Переходя к макаму Ушшак, следует отметить, что это один из основополагающих и простых макамов, на котором написаны иляхи и другие музыкальные произведения. Также, в сочетании с другими макамами, Ушшак используется при чтении Священного Корана. Не секрет, что на Востоке, каждый азан исполняется в отдельном макаме. Так вот звездным часом Ушшака является азан к ночной молитве Ятсы (Иша).
Не секрет, что на Востоке, каждый азан исполняется в отдельном макаме.
Шакир Османов