Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному: Ч. 2. Нева
Сегодняшняя наша остановка или же стоянка, а именно так переводится слово “макам” с арабского языка, посвящена макаму “Нева”. Это один из основных двенадцати макамов, существующих в мусульманской музыкальной практике. В этом небольшом очерке я не буду утомлять дорогого читателя арифметическими выкладками, теоретическими особенностями или иными характеристиками, которые свойственны данному музыкальному ладу.
По звучанию макам “Нева” очень легко перепутать с макамами “Ушшак” и “Бусалик”, так как первые 4 ноты этого лада сходны с “Ушшаком”, а следующие 5 – с “Бусаликом”. Тем не менее это один из старейших и основных ладов, на котором написаны множество произведений для нея и саза. Пожалуй наиболее известным среди них является произведение “Гел гёр бени ашк нейледи” (Смотри, что со мной сотворила любовь) на слова знаменитого тюркского поэта-суфия и богослова Юнуса Эмре. Конечно же, существуют различные музыкальные вариации данного стихотворения, но именно в макаме “Нева” оно звучит лучше всего.
Из предыдущей публикации мы знаем, что в мусульманской традиционной медицине, для улучшения состояния больного часто применялась и музыкальная терапия и, в зависимости от болезни, рекомендовалось прослушивание музыкальных произведений в том или ином макаме. В этой связи про макам “Нева” можно сказать, что он применялся при лечении и профилактике психических заболеваний, так как музыка данного макама давала чувство удовлетворенности и свежести, устраняла грусть и уводила от негативных мыслей. Она возбуждала в слушателе чувство храбрости и восстанавливала силы, по этой причине музыку в макаме “Нева” рекомендовалось прослушивать вечером. Наверняка не случайно, что и азан ночного намаза (Ятсы), кроме макамов “Ушшак” и “Байати”, довольно часто исполняется в макаме “Нева”:
Несмотря на то, что “Нева” – это довольно простой макам, тем не менее, он имеет свои неповторимые особенности. “Нева” заставляет человека отринуться от этого мира и обратить свой взор к Создателю. По-другому, “Нева” называют макамом души. Мы знаем, что наша душа, обязательно к чему-либо привязывается. Привязавшись к чему-либо, мы обязательно от чего-либо отрываемся. “Нева” это такой мир, войдя в который, очень сложно оттуда выйти. Тот, кто привязался к “Нева”, с головы до пят становится “Невой” и превращается в Любовь. Поэтому, звуки, которые извлекает человек, привязанный к “Нева”, являются звуками Любви. Более того, эти звуки превращают в Любовь и того, кто их слушает.
Известно, что каждый человек воспринимает красоту по-своему, но мы знаем, что истинная Красота, она одна, и это – Красота Всевышнего Аллаха. Данную Красоту человек воспринимает не глазами, а сердцем и душой, которые выправляют ошибочное восприятие наших глаз, поэтому “Нева”, будучи макамом души, заставляет взглянуть наши очи глазами сердца и души. А если быть точнее, то уводит их от нашего мира и направляет к Всевышнему. “Нева” вторит не тому, что говорят люди, а тому, что говорит Аллах, в этом смысле, “Нева” является макамом, дарующим истинную свободу. Достижение истинной свободы – нелегкое занятие и возможно лишь с отречением от многих вещей, поэтому это довольно болезненный процесс. Вот, что по этому поводу говорит уже знакомый нам Юнус Эмре все в том же знаменитом стихотворении:
Ben yürürüm yana yana
Я иду полыхая в огне
Aşk boyadı beni kana
Любовь сделала моим цветом кровь
Ne âkilem ne divane
Я не мудрец и не безумец
Gel gör beni aşk neyledi
Смотри, что со мной сотворила любовь
“Нева” – означает звук или же наигрыш и, будучи звуком, “Нева” является путем, ведущим к Хаку. На самом деле множество путей ведут к Аллаху и нет пути, который бы не вел к Нему, но для тех, кто избрал музыку в качестве этого пути, каждый звук является своеобразным зикром, то есть поминанием Всевышнего Аллаха.
Шакир Османов