Малик Ата Джувейни – историк и государственный деятель

Ала ад-дин Ата Малик ибн Мухаммед Джувейни, прославившийся как историк, занимал высокие должности в администрации монгольских ханов. Он лично участвовал в ключевых исторических событиях своей эпохи, таких как завоевание Багдада монголами в 1258 году и захват легендарной крепости ассасинов Аламут. Поэтому мусульманские авторы оценивали его неоднозначно.


Долгая и славная родословная семьи Джувейни восходит к временам Аббасидов, когда их предки, Раби ибн Юнус и его сын Фадл ибн ар-Раби служили халифам аль-Мансуру, аль-Махди, аль-Хади, Харуну ар-Рашиду и аль-Амину в качестве министров и камергеров. Семья занимала высокие должности как при Великих Сельджуках, так и при Хорезмшахах.

Ата Малик Джувейни родился в 1226 году в городе Джувайн в Хорасане. Его отец Баха уд-дин Мухаммад сначала служил Хорезмшахам, а с 1232-1233 гг. – монголам. В 1235 году великий хан Угэдэй назначил его министром финансов (сахиб-и диван) всего Ирана. Происходя из такой семьи, Ата Малик Джувейни уже в 17-18 лет стал секретарем (катиб) у Аргуна-аки, монгольского наместника Ирана, Хорасана, Ирака и Азербайджана. Находясь на его службе, он дважды посетил монгольскую столицу Каракорум, и этот визит положил начало его знаменитому труду о монгольских завоеваниях «Тарих-и джахангушай».

undefined

Изображение пишущего Ата-Малика Джувейни из издания «Тарих-и Джахангушай» 1290 года / Источник: Национальная библиотека Франции

Когда в 1256 году в Иран прибыл Хулагу, Ата Малик стал служить ему, быстро добившись его милости. Он участвовал во всех походах этого хана против батинитов (секта, которая искала в Коране и сунне «тайный», эзотерический смысл) и исмаилитов-низаритов, известных на Западе как ассасины. Аль-Джувейни присутствовал при захвате легендарной крепости Аламут, обратившись к Хулагу с просьбой не уничтожать знаменитую библиотеку назаритов. Книги были переданы ему, и он провел их ревизию, приказав сжечь все связанные с догматикой этого течения, а остальные сохранить. Впоследствии они были переданы обсерватории в Мараге.

Ата Малик Джувейни сопровождал Хулагу и в его походе на Багдад, когда великий центр исламского мира был захвачен и разрушен до основания в 1258 году. В 1259 году под его управление были переданы области Ирак-и Араб (населенный арабами регион к западу от Персидского Ирака) и Хузестан. В течение 24 лет после этого он фактически независимо правил этим регионом, после смерти Хулагу служа его сыну Абака-хану. За это время недоброжелатели несколько раз пытались лишить его власти. В 1281 году Маджд аль-Мульк Йезди, питавший вражду к Ата Малику, обвинил его в присвоении государственных средств. Абака-хан поверил ему, у аль-Джувейни отобрали все его имущество, а самого его посадили в тюрьму. Но вскоре благодаря заступничеству покровителей он был освобожден. После смерти Абака-хана новый правитель, Ахмед Текудер, вернул ему должность и имущество, а Маджд аль-Мульк Йезди был четвертован. Но сам Ата Малик Джувейни недолго пользовался возвращенными привилегиями, он умер в 1283 году.

undefined

Осада Аламута. Миниатюра из рукописи «Тарих-и джахангушай», XV век / Источник: Мастерская Абдулла Султана. Шираз/ Национальная библиотека Франции

У Ата Малика было два сына и дочь, которая стала женой суфийского шейха Садр ад-Дина Ибрахима Хамувайи, сыгравшего ключевую роль в обращении в ислам Газан-хана, ильхана государства Хулагидов.

Джувейни является автором знаменитой «Тарих-и джахангушай» («История мирозавоевателя»), в которой излагается история монголов. Он работал над этим трудом, состоящим из трех томов, восемь лет – с 1252 по 1260 год. Особо ценна эта работа с той точки зрения, что автор был непосредственным участником многих описываемых в ней событий. Аль-Джувайни – единственный персидский историк, посетивший Среднюю Азию. Находясь на службе у автора Эмира Аргуна, он несколько раз ездил в Монголию и, таким образом, имел возможность увидеть города Мавераннахра, Туркестана, а также поселения уйгуров. Опять же, состоя на службе у монгольских ханов, Ата Малик имел доступ к закрытой для остальных информации. Также он основывался на некоторых не дошедших до нас трудах, таких как рукописи библиотеки Аламута.

undefined

Шамс ад-Дин Джувейни и ильхан Текудер. Миниатюра из рукописи «Джами ат-таварих», XV век / Источник: Сайф аль-Вахиди. Герат. Афганистан / Национальная библиотека Франции

Приводя важные сведения о социальной, экономической, религиозной и культурной жизни, а также описывая политические события, «Тарих-и джахангушай» является одним из главных источников по истории Центральной Азии и монгольских завоеваний. Помимо этого, это ценный труд по истории тюрок, поскольку в нем упоминаются древние тюркские надписи и уйгурские эпосы. Старший брат аль-Джувейни Шамс ад-Дин Мухаммад имел больший авторитет при дворе Ильханидов, занимая должность сахиб-и дивана, но Ата Малик более известен благодаря своему историческому труду.

Служа монгольским ханам и участвуя в завоевании Багдада, аль-Джувейни получил неоднозначную оценку у мусульманских авторов. Критики обвиняли его в подобострастии перед монголами и примирительном отношении к «бедствию с Востока». Отвечая на такие обвинения, Encyclopdia Iranica пишет, что за подобострастие принимают использование аль-Джувейни формализованной вежливости средневекового персидского языка. Также в этой энциклопедии отмечается: «Те, кому служил Ата Малик, были царственными, могущественными и успешными. Работа придворного историка состояла в том, чтобы зафиксировать этот неопровержимый факт и объяснить и отразить обстоятельства этого успеха. Братья Джувейни, как и поколения их семьи до них, были преданы своему делу. Именно благодаря своей верности и преданности они заслужили одобрение современников… Ата Малик был верным слугой своего призвания, в рамках которого он действовал…»

undefined

Текудер принимает посольство. Миниатюра из рукописи «Та’рих-и джахангушай», XV век / Источник: Мастерская Абдулла Султана. Шираз / Национальная библиотека Франции

Аль-Джувейни успешно исполнял свои обязанности, управляя Ираком. Он отменил высокие налоги с крестьян, организовал ирригационные работы и построил канал от Анбара до Куфы и Наджафа. Ата Малик завоевал любовь народа благодаря основанным им фондам и благотворительным учреждениям. Среди них известен рибат, который он построил в Наджафе. Благодаря его усилиям в короткие сроки были устранены разрушения, вызванные монголами, а количество населения, уровень благосостояния и государственные доход росли.

Также аль-Джувейни покровительствовал поэтам и ученым. Закария аль-Казвини посвятил ему свою работу  «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», Джамал ад-Дин Майсам ибн Али – труд «Шарху Нахдж аль-баляга», а Ибн Биби – книгу под названием «аль-Авамиру аль-алийя фи умуру аль-алаийя». Саади Ширази и Хумам Тебризи создавали касыды, восхвалявшие этого выдающегося деятеля.

Исламосфера


Источники:

­Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Encyclopdia Iranica

Комментарии