Малкольм Икс в Газе: воспоминания о его визите в сентябре 1964 года

Шестьдесят лет назад символ защиты гражданских прав афроамериканцев посетил лагерь беженцев Хан-Юнис, где услышанные им стихи вдохновили его написать эссе об израильской оккупации, пишет Райхан Уддин для Middle East Eye.
Малкольм Икс посещал Палестину дважды – в 1959 он нанес визит в Иерусалим, а в сентябре 1964 года – в Газу. Если о его первой поездке известно немного, то вторая хорошо задокументирована.
Политик выехал 5 сентября 1964 года из Египта. В то время сектор Газа находился под контролем этой страны, что делало передвижение между двумя территориями относительно легким. Он посетил лагерь беженцев Хан-Юнис, местную больницу, разделил трапезу с религиозными лидерами Газы, а позже тем же вечером встретился с известным палестинским поэтом Харуном Хашимом Рашидом, который рассказал ему, как чудом избежал резни в Хан-Юнисе в 1956 году.
Харун Хашим Рашид также прочитал стихотворение о возвращении палестинцев на свои земли, которое Малкольм Икс записал в дневнике. Другая его заметка гласит: «В 20:25 мы пошли в мечеть помолиться с несколькими религиозными лидерами. Дух Аллаха был силен». В заключение своей поездки он посетил здание парламента Газы и провел пресс-конференцию. «Они осыпали меня дарами», – написал он, приложив к заметке фотографию Асуанской плотины, снятую со стены в здании парламента. Малкольм Икс покинул Газу 6 сентября в полдень и направился обратно в Каир.
Сильное послание Малкольма Икса из Мекки в Америку.

Источник: el-shai.com
15 сентября в отеле Shepheard в этом городе он встретился с членами недавно созданной Организации освобождения Палестины, в том числе с Ахмедом Шукейри, первым ее председателем.
Через несколько дней после поездки Малкольм Икс написал свою самую обширную статью о палестинском вопросе. Его эссе «Сионистская логика» вышло 17 сентября 1964 года в Egyptian Gazette.
В нем он описывает сионизм как «новую форму колониализма», которая кажется «благожелательной» и «гуманной», и заявляет, что недавно обретшие независимость африканские страны, испытывающие трудности, эксплуатируются Израилем посредством экономической помощи и поддержки. Он также обвинил Запад в стратегической попытке разделить африканцев и азиатов путем создания государства Израиль: «Вечно замышляющие что-то европейские империалисты мудро разместили Израиль там, где он мог географически разделить арабский мир, проникнуть в него и посеять семена раздора среди африканских лидеров, а также настроить африканцев против азиатов».
Нельсон Мандела: “Наша свобода будет неполной без свободы палестинцев”.

Источник: thepomonan.com
В заключительной части эссе Малкольм Икс поставил под сомнение выдвигаемые оправдания существования Израиля как государства, основанного на «земле обетованной». «Если «религиозное» утверждение сионистов о том, что Мессия должен был привести их в землю обетованную, верно, а нынешняя оккупация Израилем арабской Палестины является исполнением этого пророчества, то где же их Мессия[?]» – вопрошает политик.
Затем он проводит параллель с мусульманским правлением в Испании и задает вопрос, дает ли это мусульманам право вторгнуться в Иберию: «Всего тысячу лет назад мавры жили в Испании. Даст ли это сегодняшним маврам законное и моральное право вторгнуться на Пиренейский полуостров, изгнать испанских граждан…, как это сделали европейские сионисты с нашими арабскими братьями и сестрами в Палестине?»
В заключение он делает вывод, что аргументы Израиля в оправдание оккупации «не имеют разумного или законного исторического обоснования».
Малкольм был убит 21 февраля 1965 года. Его пропалестинская позиция позже нашла продолжателей в лице других чернокожих активистов, таких как Кваме Туре, Анджела Дэвис и другие деятели движения «Чёрные пантеры», в том числе Элдридж Кливер.
Как муралы в Италии рассказывают историю палестинского сопротивления.

Источник: chroniquepalestine.com
Исламосфера