Марокканский ислам и религиозная дипломатия Марокко
Концепцию марокканского ислама отличает толерантность и совместимость с дискурсом межконфессионального диалога. Кроме того, обращает на себя внимание тесное переплетение религиозной власти и политической. Король Марокко одновременно признается и халифом (глава мусульман). Чтобы понять, каким образом сформировалась эта система, необходимо обратиться к прошлому, пишет Бурак Йетимоглу.
История религиозных бюрократических учреждений в Марокко восходит к андалузскому периоду. Система, сформированная местными тарикатами, суфийскими братствами, и шейхами также рассматривалась как бюрократический институт, различавшийся от региона к региону.
Примечательна и многочисленность тарикатов в Марокко, и их тесная связь с властью. Поэтому можно утверждать, что страна имеет уникальную историю суфизма. Хотя братства испытывали проблемы во время правления Мулая Сулаймана (1792-1822), находившегося под влиянием ваххабитов, их деятельность никогда не прекращалась полностью. Тарикаты в Марокко активно участвовали в движении сопротивления против французской оккупации и внесли вклад в обретение независимости.
Франция проводила свою политику в Марокко с учетом этой ситуации. Зная о влиянии суфийских шейхов и улемов, исламских ученых, губернатор Юбер Лиоте, управляя страной, основывался, прежде всего, на сохранении власти короля как религиозного лидера. Чтобы не допустить нарушения этой системы, необходимо было создать религиозные бюрократические институты и обеспечить необходимые преобразования и контроль. Поэтому французские власти создали Хабусы, или Министерства по делам ислама. Благодаря этому органу, помимо религиозного контроля, Франция также обеспечивала связь регионов, которыми управляли местные вожди, с центром и, прикрываясь властью султана, продвигала изменения. Кроме того, она создала новую систему образования, основу которой составили современные образовательные учреждения, заменившие традиционные. Таким образом, была подорвана власть традиционных медресе и заложены основы более централизованной системы образования и подготовки улемов, не конфликтующих с властями.
После того, как страна обрела независимость, и было создано современное Королевство Марокко, королем стал Мухаммад VI, вернувшийся из изгнания. Укрепляя свою власть, он пошел все тем же путем, основываясь на религиозных институтах. Еще более активно в этом направлении действовал Хасан II, ставший королем в 1961 году. Используя Хабус, он предпринял новые шаги по увеличению числа современных религиозных учебных заведений и их развитию. Таким образом после обретения независимости Марокко добилось того, что обучало своих алимов у себя. Также Хасан II пытался усмирить политических противников, апеллируя к своей роли главы мусульман (амир уль-муминин).
“Хасанийские чтения” в Рамадан – королевская традиция Марокко.
Как мы упоминали ранее, религиозные учреждения в Марокко имеют давнюю историю. Однако, в отличие от прошлого, в современный период наблюдается полная их централизация, основанная на подчинении властям. В 80-е годы к официальному исламу в Марокко постепенно стали добавляться и суфийские братства. В рамках Хабуса, или Министерства по делам вакфов и ислама, были созданы разные структуры, и успешно сформирована связь улемов с центром. Таким образом, религиозное производство, мероприятия, образование и деятельность фондов (вакф) по всему Марокко были привязаны к этому органу.
Религиозным деятелям не разрешается вести какую-то деятельность вне официальных структур. Министерством по делам вакфов и ислама составило свой список того, кто какие религиозные обязанности исполняет, и высшую ступень в этой иерархии занимает король.
Исламские проповедники в Африке: от нигерийского Шекау до малийского имама Дико.
Активизация исламистов и теракты в Касабланке в 2003 году и в Мадриде в 2004 году привели к изменениям в религиозной политике. Министерство по делам вакфов и ислама стало поднимать темы, связанные с толерантностью и межконфессиональным диалогом. Кульминацией этой политики стал визит в страну 30 марта 2019 года Папы Римского.
В своей сути, мы можем описать произошедшие изменения как секуляризацию, при этом роль короля становится все более похожей на роль Папы. Был проведен ряд реформ, таких как увеличение возраста вступления в брак, создание затруднений для многоженства, предоставление больших возможностей для оправления культа представителям других религий, повышение роли женщин в обществе и в религиозной сфере. Все они были направлены на уменьшение влияния ислама, особенно в области политики.
В стране ведется пропаганда межконфессионального общения среди молодежи, особенно посредством музыкальных фестивалей. В этой связи проводятся такие мероприятия, как совместное празднование праздников разных религий, обновление еврейских кладбищ и мест отправления культа, возвращение части еврейского населения и организация совместных программ ифтара.
Вместе с этим Марокко работает над увеличением своего влияния на континенте. Институт подготовки имамов принимает студентов из франкоязычных стран Африки. Обучаясь марокканской концепции ислама, они по возвращению домой распространяют ее в своих странах. Так же Марокко пытается влиять на Сенегал и страны Западной Африки через тарикат тиджания, а через маликитско-суфийские традиции – на более широкий регион.
Таким образом, Марокко, укрепляет характерную для него версию ислама, используя исламские институты и концепцию «повелителя правоверных» – «амир уль-муминин». Более того, благодаря развитию религиозного дискурса, эта версия стала мощным инструментом религиозной дипломатии, особенно в развитии связей с Западной Африкой и Европой.
Исламосфера