Маршалл Ходжсон: западная цивилизация не могла бы развиться без ислама
Нанеся удар по европоцентризму в истории, американский историк и исламовед Маршалл Ходжсон первым из западных ученых описал мусульманскую цивилизацию как одну из основополагающих частей мирового исторического процесса. Также он обрушился с критикой на Запад за игры по перекраиванию карты мира, пишет Fikriyat.
Маршалл Ходжсон (1922-1968) родился в семье квакеров. После окончания бакалавриата и получения докторской степени в Чикагском университете он стал там же преподавать, оставаясь на своей должности до самой смерти.
Первой и единственной опубликованной при жизни академической работой Ходжсона стала «Орден Ассасинов: борьба ранних низаритов-исмаилитов против исламского мира» (The order of Assassins; the struggle of the early Nizârî Ismâʻîlîs against the Islamic world). В этой книге он пытался определить религиозное и политическое значение назаритско-исмаилитской секты в контексте культуры Средних веков.
Чем западный мир обязан исламской цивилизации?
Помимо этого, Ходжсон является автором фундаментального трёхтомного труда «История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней», в котором изложены события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. Ученый скончался, не успев закончить свой труд. Его ученику Рубену У. Смитту понадобилось 4 года, чтобы завершить его и опубликовать.
Значение «Истории ислама…» заключается в концептуальном и методологическом вкладе в исламоведение. Ходжсон был единственным историком того периода, который отводил исламской цивилизации важную роль в контексте современной истории. Согласно ему, без исламского мира не могло бы произойти развития западной цивилизации.
“Атлас исламской мысли – это вызов культурному колониализму”.
Ученый не оценивал современный уровень человечества как проявление подъема Запада и европейского империализма, а оценивал его как явление, происходящее в рамках развития мировой цивилизации. Он не рассматривал отдельно развитие Запада и утверждал, что к современному состоянию мировой цивилизации вели множество путей, а ислам сыграл важную роль в сохранении нравственного наследия, дошедшего до наших дней.
Ходжсон рассматривал современный уровень цивилизации как глобальный процесс. Согласно ему, в условиях урбанизированных обществ Европы, Азии и Африки, несомненно, должен был произойти какой-то радикальный прорыв. И он мог быть в любом регионе – если не на Западе, то в Китае или исламском мире. Если бы Китай не был захвачен кочевниками, то мог бы завершить промышленную революцию, которую уже начал. Точно так же, если бы это случилось в исламском мире, то в современном обществе были бы сильнее эгилитарность и плюрализм.
Вклад Ислама в развитие европейской цивилизации.
Как считал Ходжсон, рассматривание истории как процесса восходящего развития от греко-римской цивилизации до Ренессанса и современной цивилизации является ложным, история Западной Европы не важнее истории Азии в контексте мировой истории.
Пороховое оружие, компас, десятичная система счисления и т.п. – это примеры инноваций, которые Запад экспортировал извне. Как европейская история не может быть сведена к истории Великобритании только потому, что там впервые началась промышленная революция, так и мировая история не может быть сведена к истории Запада.
Исламосфера