Маруф Кархи – святой, перешедший из христианства в ислам

Маруф Кархи родился в Багдаде. Согласно преданиям, он происходил из христианской семьи.


Фарид ад-дин Аттар в «Тазкират аль-аулия» приводит такую историю о принятии им ислама: «Родители отдали его в школу своей религии. Учитель велел ему: «Скажи: “Бог –  третий из трех”». Маруф ответил: «Нет, богов не может быть трое, Бог един, Он может уничтожить все сотворенное». Тогда учитель побил его. Как он ни старался, не мог заставить Маруфа признать триединство. Маруф убежал. Его отец и мать раскаялись, что отправили его в школу. Они сказали: «О, если бы мы не отправляли его учиться! В какой бы вере он ни был, мы примем ту же веру». Хазрати Маруф принял ислам из благословенных рук Имама Али ибн Мусы. Вечером вернулся домой. Отец и мать обрадовались, увидев его. Спросили: «Сынок, в какой ты вере?». Он ответил: «Я в вере Мухаммада Мустафы». Тогда и его родители стали мусульманами».

“Я училась, чтобы стать католической монахиней, а потом приняла ислам”.

Приняв ислам, Маруф Кархи устремился к аскетизму – зухд, среди его духовных наставников на пути тасаввуфа называют Давуда ат-Таи и Абу Аббаса ибн Саммака. На Маруфа сильное влияние оказали слова Ибн Саммака о том, что от человека, который отворачивается от Аллаха, отворачивается Аллах, а к человеку, который сердцем обратится к Аллаху, Аллах направит свою милость. Чтобы ничто не отвлекало его на пути к Всевышнему, от отказался от имущества и оставил все иные занятия, кроме служения своему наставнику Имаму Али ар-Риде. Некоторые источники сообщают, что он служил привратником у этого имама.

Картинки по запросу

Гробница Маруфа Кархи / Источник: robertharding.com

Маруф Кархи далеко продвинулся на пути тасаввуфа. Свое прозвище Маруф «Просвещенный» он получил как человек, достигший высоких степеней духовного просвещения – марифат. Он стал одним из самых известных мусульманских святых, передают множество рассказов о чудесах, совершенных им. Например, Фарид  ад-дин Аттар приводит такую историю: «Махмуд Мансур ат-Туси рассказывает: “Однажды в Багдаде я увидел Маруфа. На его лице была ссадина. Я спросил:

– У тебя не было ничего на лице, откуда это?

– Зачем ты спрашиваешь о том, что тебя не касается?

– Скажи, ради Аллаха.

– Никому не говори. Я совершил в Багдаде утренний намаз, потом отправился [в Мекку], совершил обход вокруг Каабы. Пошел к источнику Замзам, чтобы испить воды, но поскользнулся и упал. Поэтому у меня ссадина”».

Мазари-Шариф: могила святого в афганской пустыне.

Картинки по запросу

Главный зал гробницы Маруфа Кархи / Источник: robertharding.com

Маруф Кархи присутствует в сильсиля (цепях преемственности) многих суфийских тарикатов, как суннитских, так и шиитских, в частности, таких как кадирия, халватия, накшбандия, рифаия, сафавия, нурбахшия, бекташия и др. Самым известным из учеников Маруфа Кархи называют Сари Сакати, который, в свою очередь, является учителем великого суфия Джунайда Багдади.

Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.

После смерти могила Маруфа Кархи за короткое время превратилась в место паломничества. Даже утверждается, что традиция посещать места захоронения святых с целью получить исцеление берет начало с его могилы. К святилищу Маруфа Кархи в Багдаде до сих приходят паломники со всего мира.

Исламосфера

Комментарии