Мастера-переплетчики и их гильдии в Османской империи

В прошлом не существовало отдельной профессии переплетчика. Мастера, которые переплетали книги, одновременно были художниками (наккаш), украшали книги тазхибом (золочение) и эбру (живопись по воде), пишет Ахмет Саим Арытан для İslam Ansiklopedisi.


Кроме того, на обложках обычно не указывалось имя человека, ее создавшего. Поэтому имена мастеров-переплетчиков нам по большей части неизвестны. Самая ранняя сохранившаяся подписанная обложка, изготовления в одной из стоан исламского мира, датируется 1256 годом. Из средневековых переплетов подписанные чаще всего встречаются в Анатолии и Сирии. Подписи представлены оттисками печатей диаметром всего 5-6 мм. Удалось прочитать такие имена мастеров: Мустафа ибн Мухаммад, Маджд ад-дин, Амин, Ибрахим, Юсуф аль-Кунави, Мухаммад аш-Шариф (или ас-Саййид Мухаммад), Сармади, Асад, Хасан, Магриби, Ахмад. Кроме того, на переплетах встречаются оттиски печатей с надписью «Хасбийаллах» («Мне достаточно Аллаха; Я уповаю на Аллаха»), которая считается символом переплетчиков, с «печатью Сулеймана» и цветочными мотивами. Подобные печати зачастую служили одновременно украшением, их наносили на угловые декоративные элементы, шамсу, клапан, повторяя от одного до тридцати раз.

Тунисский переплетчик дарит новую жизнь древним рукописям.

В Османской империи книжное искусство было исключительно развито. Во дворце существовали мастерские, где занимались каллиграфией, тазхибом, создавали миниатюры и переплеты. В них работали ведущие местные и зарубежные мастера того времени. Интересно, что для иностранных ремесленников выделяли отдельные мастерские, чтобы турецкое книжное искусство не подвергалось внешним влияниям, сохраняло свое высокое качество.

Источник: İslam Ansiklopedisi

Первая гильдия переплетчиков в Османской империи была создана еще во время правления Баязида II (1481-1512). Дворцовые переплетчики имели свою организацию под названием «Джемаат-и муджеллидан-и хасса» («Гильдия придворных переплетчиков»). В ней состояли те ремесленники, которые выполняли работы для дворцовой библиотеки и официальных кругов. Мастера в зависимости от их умений и старшинства имели свои разряды, такие как сермуджеллид («глава переплетчиков»), сербёлюк («бригадир, глава отдельной бригады»), серода («глава комнаты»), кетхуда («помощник, заместитель»), серкетхуда («главный помощник»). Из записей в реестрах придворных художников дворца Топкапы можно проследить, что одно время число переплетчиков достигало 50. В гильдию придворных переплетчиков входили также позолотчики (зеркуб) и производители чернил.

Музей исламского искусства в Малайзии показал образцы мастерства мусульманских переплетчиков.

Кроме дворцовых, существовали независимые переплетчики. Они имели свою гильдию под названием «Эхл-и хиреф тешкилаты» (Объединения ремесленников, занятых в разных отраслях искусства). В Стамбуле они работали на базаре, где сейчас находится здание Литературного факультета Стамбульского университета. Эвлия Челеби писал, что в XVII веке в 100 небольших деревянных лавках рядом с мечетью Баязит работало 300 переплетчиков. Все эти лавки сгорели во время большого пожара в конце XIX века.

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Источник: İslam Ansiklopedisi

Исламосфера

Комментарии