Мавзолей Аппака Ходжи – великолепный памятник уйгурского народа
Мавзолей Аппака Ходжи является самым ярким примером исламской архитектуры в Кашгаре (Китай). По своему стилю и внешнему убранству в этом регионе ему нет равных, считает редакция портала atlasobscura.com. Мавзолей хранит наследие Аппака Ходжи (1626-1684), важного политического и религиозного деятеля в истории уйгурского народа.
Аппак Ходжа родился в семье, которая имела высокий религиозный и политический статус. Ходжа был правнуком известного суфия из накшабандийского тариката Ахмада Казани. Он считался потомком Пророка Мухаммеда (САВ).
Такое высокое положение, тем не менее, не спасло Аппака Ходжу от изгнания. Он был сослан за политическую пропаганду против господствовавших в то время Моголов. Считается, что находясь в ссылке, он предпринял некоторые хитрые военные и дипломатические шаги, которые способствовали падению династии. Ходжа занимал особо непреклонную позицию в двух направлениях: в вопросах достижения независимости уйгурского народа и распространения ислама в регионе.
Около 1640 года для отца Аппака Ходжи – Мухаммада Юсуфа – был построен мавзолей. Мухаммад Юсуф, как и его сын, был выдающейся фигурой в истории уйгурского народа. Впоследствии в мавзолее были погребены пять поколений этого рода, в том числе сам Аппак Ходжа, именем которого была названа гробница.
Мавзолей Хумаюна – шедевр эпохи Великих Моголов.
Мавзолей имеет большой купол, расположенный по центру, и достигает высоты 17 метров. Он окружен четырьмя угловыми минаретами с полосками и арабскими цветочными узорами. Каждое из окон минаретов имеет разный геометрический рисунок, а сами минареты венчают башенки, похожие на перевернутый цветок лотоса с зубчатыми краями. Входная часть мавзолея имеет богато украшенный фасад и типичное для Центральной Азии сводчатое помещение – айван.
Гробницы декорированы синими глазурованными плитками и разноцветными шелками. Внутри погребального зала находится Шкатулка Ипархан, которая якобы привезена из Пекина. Ипархан – легендарная личность. Она считается внучкой Аппак Ходжи. Ипархан попала в плен и стала наложницей китайского императора. После трагической смерти ее тело было привезено в родовой мавзолей. Судьба этой женщины окутана тайнами и легендами, причем уйгурские и китайские версии сильно разнятся. По одной версии, она покончила жизнь самоубийством, чтобы сохранить верность мужу и не становиться женой императора, а по другой – она была отравлена. Ее образ стал легендарным, особенно, в ХХ веке, и часто использовался в основе сюжетов фильмов и спектаклей.
Внутри мавзолея находятся четыре молитвенных зала, которые поддерживаются деревянными балками, украшенными мукарнасами. Также там расположены лекционный зал и кладбище, которое все еще используется местными уйгурами. Во дворе мавзолея есть небольшой пруд, в котором верующие берут омовение.
Исламосфера