Махмуд Джелаледдин – османский каллиграф родом из Дагестана

Махмуд Джелаледдин, который родился в Дагестане, переехал в Стамбул вместе с со своим отцом. Всю свою жизнь он посвятил суфизму и каллиграфии, сообщает портал Ketebe.
Хотя дата его появления на свет неизвестна, существует превосходная муракка (альбом c каллиграфическими надписями) от 1774 года, благодаря чему можно предположить, что Махмуд Джелаледдин родился примерно в 1750 году. Его отцом был шейх накшбайдийского тариката по имени Мехмед Эфенди. Вместе с ним Махмуд Джелаледдин переехал в Стамбул и поселился в даргяхе (суфийской обители) шейха Мурада Бухари в районе Айюп-Нишанджи. Заинтересовавшись каллиграфией, он брал уроки аклам-и ситта (шесть основных каллиграфических почерков) у Ак-Моллы Омера Эфенди, одного из османских мастеров каллиграфии XVIII века, который был постоянным посетителем даргяха. Он также учился у шейха Абдуллатифа Эфенди.
Османский каллиграф родом из Крыма, предсказавший свою смерть.

Хилья, датируется 1202 г. х. (1787-88) / Источник: Wikipedia
Махмуд Джалаледдин обращался к Ямакзаде Салих Эфенди, желая обучаться у него, но, как рассказывают, получил отказ из-за своей неуступчивости и претенциозности. Также не захотел его брать в ученики Абубекир Рашид Эфенди из Коньи, заявив ему: «Чтобы хорошо писать, нужно много писать!» Получив отказ, Махмуд Джалаледдин обратился к работам знаменитых османских каллиграфов Шейха Хамдуллаха и Хафиза Османа, а также усердно занимался самостоятельно, стремясь добиться совершенства. Он так преуспел, что получил титул мастера – уста.
Мусанна – искусство зеркальных надписей в каллиграфии.

Каллиграфическая панель с восемью хадисами, 1790-91 (1205 г. хиджры) / Источник: Коллекция исламского искусства Халили.
Махмуд Джелаледдин женился на своей ученице Эсме Ибрет-ханум, всю жизнь прожил как дервиш в своем доме в Бейлербее на Босфоре, не занимал никаких официальных должностей, а на пропитание зарабатывал тем, что создавал каллиграфические надписи. Известно, что ему выдали однажды тридцать серебряных монет в день за панно, которые он преподнес султану в месяце Зуль-Каада в 1223 году по хиджре. Сообщения о том, что он сделал карьеру, дослужившись до должности казаксера (верховный судья по военным и религиозным делам) Румелии (Балкан), не подтверждены ни одним документом.
Насх – самый распространенный из каллиграфических почерков исламского мира.

Табличка (каллиграфическая надпись) шрифтом celi sülüs. 18-й век. Источник: Музей Сакыпа Сабанджи
Махмуд Джелаледдин Эфенди умер, как предполагается, после 1829 года. Его похоронили в даргяхе Шейха Мурада Бухари в Айюп-Нишанджи, к которому он принадлежал. В книге «Мизан аль-хатт» сообщается: «Он скончался 17 зуль-када, когда ему было 120 лет». Хотя точное место, где находится могила Махмуда Джелаледдина, неизвестно, в даргяхе до сих сохраняется его надгробный камень с надписью: «Он (Аллах) Живой, Вечный. «Аль-Фатиха» за душу покойного и прощенного Махмуда Джелаледдина Эфенди, шейха каллиграфов. 1245 год (по хиджре)».
Хасан Челеби – самый выдающийся каллиграф современности.

Каллиграфическая композиция. Начало 19 века. Источник: Музей Садберк Ханым
Сохранились два мусхафа (копии Корана), написанные Махмудом Джелаледдином. Кроме того, до нас дошло множество переписанных им джузов (1/30 часть Корана), хадисов, сборников молитв (дуа), а также бесчисленные надписи (кит’а), муракки, панно (ляуха) и хилье-и-наби (каллиграфическое панно со словесным описанием Пророка (мир ему)). Его работы хранятся в разных музеях, библиотеках и коллекциях как в Турции, так и по всему миру. Надписью, выполненной Махмудом Джелаледдином, украшен мавзолей Михришах Валиде-султан – жены Мустафы III и матери Селима III.
Каллиграф из Турции написал суру “аль-Ихлас” на зернышке риса.

Коран, скопированный Махмудом Джалаледдином, датирован 13 зу’л-каада 1192 г. (3 декабря 1778 г.) / Источник: Коллекция исламского искусства Халили
Исламосфера