Мечеть Шах-Джахана – жемчужина архитектуры Моголов

Создатели мечети Шах-Джахана в пакистанском городе Татта вдохновлялись архитектурой Средней Азии.


Татта в XVI-XVII вв. была столицей Синда – исторической области, а ныне одной из четырех провинций Пакистана. Но впоследствии столица была перенесена в соседний Хайдарабад, и Татта превратилась в сонный провинциальный городок. Тем не менее, после эмиров и их предшественников, могольских губернаторов, здесь остались замечательные архитектурные памятники, главным образом мечети и мавзолеи, заслуженно входящие в список жемчужин культурного наследия Пакистана.

Одним из таких памятников является мечеть Шах-Джахана. История ее строительства весьма примечательна. В XVII в. в Татте нашел убежище Шах-Джахан, будущий строитель Тадж-Махала. Обвиняемый в бунте против своего отца, императора Джахангира, он был вынужден бежать из столицы. Взойдя позже на трон, Шах-Джахан не забыл о Татте. В знак благодарности за когда-то оказанное ему гостеприимство, он выделил из казны деньги на строительство здесь большой мечети, которая по его имени получила название мечети Шах-Джахана.

Мечеть Фатехпури – сокровище Старого Дели.

Источник: en.wikipedia.org

Мечеть приковывает к себе внимание своей архитектурой, в которой явно прослеживается влияние Средней Азии. На это же указывает кирпичная кладка и синяя плитка, использованная при отделке стен. Это объясняется тем, что незадолго до начала строительства мечети Шах-Джахан совершил поход на Самарканд, где имел возможность познакомиться с шедеврами местной архитектуры.

Согласно сохранившимся надписям на персидском языке, мечеть была построена в 1644-1647 гг.

Как полагают, отделка плиткой мечети Шах-Джахана является самой сложной из всех работ такого рода в Южной Азии. Плитка – кобальтовая синяя, бирюзовая, марганцево-фиолетовая и белая – демонстрирует прямое влияние среднеазиатского стиля Тимуридов.

Иран – родина традиционной мусульманской декоративной плитки.

Источник: en.wikipedia.org

Купол мечети украшен изысканной сине-белой плиткой, выложенной в виде звездчатых узоров, изображающих небеса. Стены же украшены плиткой с каллиграфическими надписями. На них можно увидеть имена мастеров – Абдулгафур и Абдулшейх.

Расположение плиток отображает влияние стиля Сефевидов, который характеризуется полихромностью каждой отдельной плитки. Это отличает их, например, от плиток Лахора, каждая из которых является монохромной. Использование многоцветной плитки и цветочных узоров отражает влияние стиля Кашани, получившего название от одноименного персидского города.

Керамика в исламской цивилизации.

Источник: en.wikipedia.org

Мечеть отличается кирпичной кладкой, сложенной в геометрические узоры, что является декоративным элементом, необычным для мечетей эпохи Великих Моголов и более характерным для архитектуры Тимуридов. На кирпичную кладку мечети также повлияла и местная архитектура области Синд, которая, в свою очередь, испытала влияние персидской. Кирпичная кладка использована для украшения аркад, окружающих центральный внутренний двор. Также концентрические кольца из кирпича используются в отделке нижней стороны периферийных куполов.

Мечеть Шах-Джахана необычна отсутствием минарета, но зато ее покрывает 93 купола. Вероятно это и является причиной замечательной акустики здания – молитва, произнесенная у михраба, слышна в любой части мечети.

Отражает ли исламская архитектура Ислам?

Источник: en.wikipedia.org

Источник: en.wikipedia.org

Источник: en.wikipedia.org

Источник: en.wikipedia.org

Источник: en.wikipedia.org

Источник: en.wikipedia.org

Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии