Место человечества на небесах: введение в исламскую космологию
На протяжении веков мусульманские ученые были очарованы происхождением Вселенной и пытались объяснить её природу, используя Коран и научные наблюдения предшественников. С самого начала зарождения ислама мусульмане изучали космологию – раздел как физики, так и метафизики, который исследует природу нашей Вселенной, выдвигая теории о ее происхождении, динамике, эволюции и конце.
Интерес средневекового арабского мира к космологии демонстрируется количеством звезд, которые до сих пор известны под арабскими названиями, а также обширным объемом исследований, проведенных учеными-мусульманами в таких областях, как алгебра и тригонометрия, которые широко представлены в астрономии. Ибн Сина, Ибн аль-Хайсам и аль-Казвини – лишь некоторые из многих ученых той эпохи, которые оставили свой след в космологии, и их влияние на науку актуально и по сей день.
Алия Изетбегович: Ислам – “принцип организации Вселенной”.
Космология исламских обществ в большей степени основана на Коране, сунне, хадисах, и большинство важнейших научных теорий находят своё подтверждение в этих источниках. Большинство теорий относятся к VII–XIII векам, когда научный мир мусульман переживал беспрецедентный золотой век.
Временная вселенная
Среди исламских философов и богословов средневековья господствовала теория относительно временной природы Вселенной, заключавшаяся в том, что Вселенная имеет ограниченную длину с определенным началом и концом. Так, теория аббасидского теолога аль-Газали основана на предположении, что, поскольку бесконечность не может существовать, и что бесконечное возвращение во времени является формой бесконечности, то оно невозможно, и поэтому Вселенная должна иметь отправную точку.
Астрономия в мусульманском мире: от поэзии к науке.
В Коране говорится, что наша Вселенная была создана за шесть дней, и что один такой день был равен пятидесяти тысячам лет на Земле. Исламские ученые раннего Средневековья интерпретировали описание этих шести дней творения как шесть отдельных фаз в истории нашей Вселенной. Однако эти периоды всё ещё не были определены, и пока неизвестно, что в них происходило.
Космография
Космография – ключевой компонент космологии, раздел физики, который пытается составить карту Вселенной. В Коране ясно сказано, что Джаннат (мусульманский рай) существует и состоит из семи слоев, каждый из которых имеет свой уникальный естественный порядок. Сидрат аль-Мунтаха – лотосовое мировое дерево, находящееся на седьмом небе, считается физической конечной точкой существования всех творений Аллаха, куда не может пройти ни один смертный. Считается, что исламские пророки обитают в каждом небесном слое вместе с ангелами, имеющими определённые имена. Пророк Мухаммад (мир ему) был свидетелем этого во время своего ночного путешествия, когда он вознесся на небеса и приветствовал каждого из этих пророков, прежде чем встретиться с Аллахом. Те, кого Аллах вознаградит в загробной жизни, будут проживать в определенном слое, соответствующем благим поступкам, которые они совершили в земной жизни.
Легендарная гора Каф в мусульманской литературе: реальность или символ?
Ученые Средневековья предлагали разные названия для каждого из этих слоев и того, что в них можно найти. Под первым небом находятся семь земель, параллельных друг другу: наверху обитают люди, а внизу скрывается Иблис (сатана). Что касается ада в исламе – Джаханнам, то это яма, состоящая из семи ворот. Самые верхние ворота, также называемые Джаханнам, функционируют как чистилище для грешников-мусульман, а Ас-Сират – это мост, подвешенный над ними, по которому будут переходить все воскресшие души. Считается, что все семь пространств ада огромны: достаточно глубокие, чтобы камни, брошенные в них, падали 70 лет, и достаточно широкие, чтобы пройти из одного конца в другой можно было за 40 лет.
Существование нескольких миров
Основывая свой аргумент на суре из Корана, в которой говорится, что «Вся хвала принадлежит Аллаху, Господу миров», врач, философ и алхимик ар-Рази подверг критике преобладающее представление о том, что Земля является центром Вселенной. Он задал себе вопрос, может ли термин «миры», используемый в этой суре, подразумевать существование множества миров в нашей Вселенной или даже мультивселенной.
Турецкий Диянет: хадж в метавселенной не является поклонением.
Ар-Рази был сторонником атомизма, который предполагает, что Вселенная состоит из неделимых компонентов, известных как атомы. В частности, он был приверженцем направления атомизма, отстаиваемого школой исламского богословия, известной как ашаризм. Это означало, что он верил в существование пустых пространств между атомами, которые позволяют им двигаться, объединяться и разделяться. Эта теория распространялась на пространство и промежутки между звездами и созвездиями, что привело ар-Рази к утверждению, что существует бесконечное космическое пространство за пределами того, что мы можем видеть, и что Аллах может заполнить этот вакуум бесконечным количеством других вселенных.
К тому времени, когда исламские ученые начали проявлять интерес к астрологии, она уже являлась многовековой практикой. Однако не все ученые были убеждены в ее правомерности, и это вызывало бурные дебаты. Известные мыслители, такие как Ибн аль-Хайсам, Бируни, Авиценна, аль-Фараби и Аверроэс, были стойкими критиками астрологии, ссылаясь как на ее научные ошибки, так и на ее противоречивые отношения с ортодоксальным исламом. Например, астрологи того времени утверждали, что звезды были незначительными из-за их расстояния и размера. Однако мамлюкский имам Ибн аль-Джаузия указал, что звезды больше планет. Как и в других областях космологии, эти интенсивные средневековые дебаты о ценности астрологии заложили основу мнений современных исламских учёных, которые широко осуждают астрологию и даже объявляют ее противоречивой псевдонаукой. Между тем, астрономия, которая высоко ценилась средневековыми исламскими учеными, до сих пор почитается и продолжает использоваться в исламской практике, например, при расчете дат таких событий, как наступление священного месяца Рамадан.
Исламосфера