Место женщины в суфизме

Целью суфизма является воспитание добродетельного человека, а его нация, пол и статус при этом не имеют значения. Но о четко прослеживаемой позиции в отношении женщин говорить не приходится – разные тарикаты и суфии имели свои предпочтения в этом вопросе. Зачастую женщина воспринималась как отражение желаний нафса, определялась как «украшение земной жизни», т.е. символизировала все то, что следует избегать путнику тасаввуфа. Но в целом, в тасаввуфе женщина, в первую очередь, рассматривалась как личность. Для Аллаха не важно, кто мы – мужчины или женщины, Он смотрит только на состояние нашего сердца, пишет Кадир Озкёсе.


Поэтому в истории можно увидеть женщин-суфиев, у которых были ученики-мужчины. Они становились ученицами шейхов, посещали текке и даже могли получить статус наместника (халифа) шейха. Подобно тому, как в ранней истории тасаввуфа встречаются суфии, отказавшиеся от мирской жизни, которых называли «рахиб» (монах), были и именуемые «рахиба» женщины, предпочитавшие аналогичный образ жизни.

10 форм музыки текке с примерами.

Если на первых порах собрания и поминания (зикр) женщины проводили у себя дома, то в более поздние времена стали организовывать женские текке и завия. Например, свои собственные текке построили Фатима бинт Хусейн, Хафса бинт Сирин, Фатима бинт Аббаш, Аумана Хатун – дочь известного персидского суфия Аухад ад-дина Кирмани. В них женщины проводили духовные собрания (сухба), церемонии поминания (зикр) и распространяли идеи тасаввуфа. Если материальные возможности позволяли им это, женщины не ограничивались строительством только собственных текке. Женщина по имени Фариш, ученица конийского суфийского шейха Абу Исхака Казеруни (963-1035) построила ханаку – центральную текке тариката. В разных областях исламского мира можно встретить обители дервишей, построенные женщинами.

Известная женщина-суфий Рабиа Басри / Источник: letempsdunvoyage.com

Жены суфийских наставников пользовались глубочайшим почитанием, хотя не в той мере, как их мужья. Шейх считался отцом мюридов, а его жена – их матерью. Хотя это не было непреложным правилом, мюриды избегали женитьбы на разведенных женах шейхов или их вдовах. Женщины, продвинувшись на пути тасаввуфа, могли быть назначены заместительницами (халифа) шейха или его представительницами (вакиля). В одних случаях они могли обучать культуре (адаб) и основам тариката новых учениц, также выступая посредницами для их общения с шейхом. В других случаях они совсем не виделись со своим наставником, ограничиваясь ученичеством, а иногда сами руководили собраниями зикра и помогали решить женщинам их духовные проблемы.

Индийская писательница Садия Дельви: “Суфизм – это сердце Ислама”.

Например, дочь Шах Джахана I Джихан-Ара и Биби Джамаль Хатун, сестра суфийского шейха Мияна Мира (1550-1635), пользуются особым почитанием в тарикате кадирия, а их места погребения регулярно посещаются последователями этого тариката.

Гробница Халваджи Баджи / Источник: yenidonem.com.tr

В Египте некоторые текке управлялись женщинами-шейхами. Когда они умирали, их хоронили рядом с текке, а их гробницы становились местом паломничества. Например, такие текке, как Хурриш, Бинт Тадж, Нури.

В текке тарикатов халватия и джалватия были специальные места, откуда женщины могли наблюдать за собраниями зикра. Помимо этого, они не ограничивались ролью слушательниц и наблюдательниц, а играли и активную роль.

Три вида странствия согласно Ибн Араби.

Рассказывают, что когда мюриды шейха Хусамеддина Ушшаки (1475-1594) оказывались в состоянии кабз (духовное «сжатие»), то его жена готовила халву, отведав которую ученики выходили из этого состояния. Поэтому она получила прозвище Халваджи Баджи (женщина, готовящая халву), а ее гробница в районе Касымпаша в Стамбуле до сих является местом паломничества.

Исламосфера

Комментарии