Мировой халяльный сектор вырос на 5,5 % и составил 2,43 трлн долларов
Мусульмане всего мира потратили около 2,43 трлн долларов на халяльные товары и услуги в 2023 году, что способствовало ежегодному росту сектора на 5,5%, пишет Вероника Стшижиньска.
Такое число фигурирует в последнем отчёте о состоянии мировой исламской экономики, подготовленном Dinar Standard, исследовательской и управленческой компанией, специализирующейся на глобальных исламских финансах. Согласно ему, глобальные исламские финансовые активы оцениваются 4,93 трлн долларов, что на 9,2% больше, чем в 2022 году. Также отмечается, что мировая исламская экономика продолжает расти, несмотря на инфляцию и проблемы с цепочками поставок, вызванные конфликтами по всему миру.
При подсчёте учитывались относительные размеры шести секторов исламской экономики – исламских финансов, халяльной еды, мусульманского туризма, скромной одежды, СМИ и развлечений, а также халяльных фармацевтических препаратов и косметики.
Отдельным пунктом в отчёте является растущий с 2024 года интерес мусульман к «этичному потреблению», связанному с антиизраильским бойкотом. Такие бренды, как Nestlé, McDonald’s и Coca-Cola, столкнулись с падением продаж в исламском мире. С другой стороны, многие небольшие местные компании, особенно на Ближнем Востоке, смогли предложить альтернативу выпускаемым этими корпорациями товарам.
От ниши к мейнстриму: эволюция халяльного туризма в мировой индустрии путешествий.

Gaza Cola / Источник: Leon Neal/Getty Images
Данная тенденция была особенно заметна в секторе производства напитков. Продажи Coca-Cola и Pepsi стагнировали или сокращались, а спрос на продукцию альтернативных брендов, таких как египетская V7 или пакистанская Cola Next, вырос. Среди ключевых альтернативных компаний, упомянутых в отчёте, – британская Gaza Cola, созданная Усамой Кашу, режиссёром и основателем лондонского культурного центра Palestine House, для сбора средств на восстановление больницы аль-Карама на севере Газы. Бренд был запущен в 2024 году, а к концу года было продано более полумиллиона банок. Он также получил международное признание: итальянская сеть супермаркетов Coop Alleanza 3.0 начала продавать этот продукт.
Согласно отчёту, бренды, которые работают в соответствии с исламскими стандартами, привлекают не только покупателей-мусульман. «Многие ценности, лежащие в основе различных секторов исламской экономики, имеют более широкое применение и перекликаются с такими универсальными принципами, как устойчивое развитие и этичное потребление. Халяльная продукция все чаще ассоциируется с безопасностью пищевых продуктов, гигиеной и здоровьем», – говорится в отчете. В качестве примера приводятся такие компании, как индийский веганский и халяльный бренд Iba Cosmetics, который «успешно привлекает как мусульманских, так и немусульманских потребителей», используя «универсальную тенденцию этичного потребления».
Палестинские активисты запустили Gaza Cola для восстановления разрушенной больницы в Газе.

Данные отчёта о состоянии мировой исламской экономики, подготовленном Dinar Standard, исследовательской и управленческой компанией, специализирующейся на глобальных исламских финансах / Источник: Dinar Standard State of the Global Islamic Economy 2024/25 report
Хотя в настоящее время на косметику приходится всего 6,3 % мировой исламской экономики, Dinar Standard прогнозирует, что растущая популярность халяльной косметики и увеличение расходов молодых потребителей на этичные бренды будут способствовать росту этого сектора.
В целом, согласно прогнозам этой организации, к 2028 году потребительские расходы во всех секторах мировой исламской экономики достигнут 3,36 трлн долларов США.
Халяль-парки как эко-индустриальные кластеры.
Исламосфера
