Молодой пакистанский певец совершает культурную революцию в бывшем оплоте талибов

В некоторых исламских странах сегодня сильны консервативные силы. Эти силы резко выступают против любых форм так называемых нововведений, считая, что они могут нанести непоправимый вред Исламу. В число таких нововведений они часто относят и музыку, несмотря на то, что в исламской традиции музыка имеет очень давнюю историю. В результате, возникает конфликтная ситуация, которая  находит разное решение на местах.


Десятилетний Максуд Рехман из населенного пуштунами региона Южный Вазиристан на севере Пакистана всегда имел хороший певческий голос, благодаря чему был солистом школьного хора и исполнял по утрам государственный гимн.

Однако одним утром 2005 года ситуация кардинально изменилась. Члены пакистанской ветки «Талибана», которые в то время увеличивали свое влияние в этом районе, ворвались в школу, когда там вовсю шло исполнение гимна.

Все находившиеся в школе люди сели, но Рехман остался стоять.

«Командир талибов произнес речь, в которой сказал, что приближается армия. Пока талибы говорили, рядом с нами стали греметь взрывы. Снаряды попадали в дома, находившиеся рядом со школой, мы слышали крики», – говорит Рехман в интервью Aljazeera.

Повсюду были обломки, и он словно окаменел, рассказывает Рехман о самом себе. Он бежал несколько часов, пока не добрался до своего дома в городе Сарвакай, в 20 км от школы.

«Какой смысл брать в руку ручку? Мы учимся, а потом на нас нападают. В какую сторону нам нужно повернуть?» – такие мысли проносились в то время в его голове, а он был охвачен страхом и гневом. «Именно тогда я начал писать стихи и размышлять о том, что я должен что-то сделать для этой страны и для народа Вазиристана».

Пакистанские вооруженные силы в 2009 году начали операцию по возвращению Южного Вазиристана, который считается родиной Техрик-е Талибан Пакистан [исламистская боевая организация, базирующаяся на северо-западе Пакистана – Исламосфера], вынудив переселиться из этого района более 600 000 человек, так как здесь развернулись ожесточенные сражения с боевиками.

Пакистанские талибы установили в Южном Вазиристане и части прилегающих районов строгий режим: запретили музыку и даже закрыли парикмахерские, в которых мужчинам брили бороды, полагая, что эта практика не имеет ничего общего с Исламом.

Впрочем, сегодня в консервативном Южном Вазиристане есть небольшая группа молодых людей, к которым принадлежит и Рехман, которые совершают самую настоящую культурную революцию, создавая музыку с социальной направленностью.

Боевики Талибан в Южном Вазиристане / Источник фото: The Times of Israel

«Если бы кто-то в нашем районе в то время узнал, что я певец, тогда люди перестали бы считать меня за человека, и, возможно, даже убили бы. Вот насколько было все сложно», – говорит Рехман, которому сейчас 22 года.

В настоящее время он живет в более современном районе Дера Исмаил-хан, примерно в 110 км к востоку от Сарвакая. Здесь на протяжении последних двух лет он занимается музыкой и пытается найти способ познакомит мир со своей поэзией.

Рехман широко улыбается, а когда говорит о своей работе, трудно не заразиться его энергией. В нем со всей очевидностью проявляется любовь к своему народу и страсть к своей музыке.

«Первый удар был нанесен по нашей культуре. Это разделило нас», – говорит он.

Хотя Южный Вазиристан славится своими консервативными ценностями, музыка играет центральную роль в культуре племен мехсуд и вазир, которые преобладают в этом регионе.

«Наш аттан [народный танец] был основан на единстве, он объединял людей. Мы также хотели бы, чтобы чига [созыв деревенских жителей на общедеревенское собрание, который происходи при помощи барабанных ударов] смогла собрать людей в одну группу, чтобы решить имеющиеся внутренние споры. Если у нас возникали разногласия с другим племенем, они также решались таким путем, и аттан являлся хорошим средством, чтобы объединить людей и закрепить принятое решение», – говорит он. «Но постепенно эта культура начала исчезать, и дхолы [барабаны] умолкли».

Рехман хочет изменить эту ситуацию. Исполняя широкий набор традиционных народных и современных эстрадных песен, а также как он их сам называет «революционных» гимнов, он хочет вернуть свой народ к его музыкальным истокам.

«Многие мои песни посвящены теме единства. Они о том, как наш народ должен снова стать единым и обрести свою идентичность. Я хочу донести людям послание мира, единства и просвещения», – говорит он.

Молодой музыкант дал несколько больших концертов в Дера Исмаил-хан, а также выступал на местных телеканалах, вещающих на языке пушту. По словам Рехмана, его основной аудиторией являются молодые люди.

«Музыка находилась под запретом на протяжении 20 лет, но сейчас люди возвращаются к ней обратно. Сегодня на нее есть огромный спрос».

Исполнение пуштунского танца “аттан” в Южном Вазиристане / Источник фото: The Pashtun Times

pakistantoday.com.pk

Комментарии