Мохаммед Салах – лицо ислама на мировой футбольной арене
В преддверии финала Лиги чемпионов УЕФА, в котором сойдутся Реал Мадрид и Ливерпуль, Исламосфера не может обойти вниманием одного из самых ярких участников предстоящего противостояния, одного из лучших футболистов мира Мохаммеда Салаха.
Досье:
Полное имя: Мохаммед Салах Хамед Гали
Дата рождения: 15 июня 1992
Место рождения: г. Басьюн, Египет
Образование: юношеская академия футбольного клуба «Мокавлун»
Звание: Король Египта
Статус: футболист
Должность: игрок английского клуба «Ливерпуль» и сборной Египта
Жизненное кредо: нести людям любовь и добро
Характер: спокойный, добродушный, уверенный, амбициозный.
Салах и “салахомания”
Не будет большим преувеличением сказать, что прошедший год стал годом Мохаммеда Салаха. Своей великолепной игрой за «Ливерпуль» и сборную Египта он заслужил восторженные отзывы болельщиков футбола по всему миру и статус одного из сильнейших футболистов. Свой клуб он вывел в финал Лиги чемпионов, а сборную – на Чемпионат мира, который пройдет летом в России, и где Египет будет участвовать впервые за последние 28 лет.
Для обозначения сложившегося вокруг его личности культа был даже введен в употребление специальный термин «салахомания». В особенности она охватила арабский мир и родину футболиста. В Египте смотрят все его матчи, рисуют его изображения на стенах, на футболках, на разной сувенирной продукции, ставят повсюду его картонные фигуры; редкая газета выходит без сообщения о нем. Там даже есть мода фотографироваться с людьми, у которых похожая прическа, и выкладывать их в социальные сети. Ему посвящают песни, в его поддержку организуются митинги.
Без преувеличения можно сказать, что Салах стал национальным героем Египта. Ему даже дали прозвище «Король Египта». Между тем, такая популярность человека, являющегося мусульманином, вызывает споры, ведь как известно в сердце мусульманина должно быть место только одному Аллаху – «Ля Иляха илля Ллах». С другой стороны, виноват ли сам Салах в своей безумной популярности, которая как волна идет по разным странам? Ведь человек во все времена находил разные объекты поклонения, будь то каменное изваяние или живой человек. Попробуем понять феномен Мохаммеда Салаха.
Детство в деревне, успех и испытание мирской славой
Салах вырос в деревне Нагриг, недалеко от Александрии. Целыми днями деревенские ребята играли в футбол, но у них не было мяча, поэтому они делали его из старых носков. Однако, когда Мохаммеду было 14 лет, ситуация изменилась. В деревню приехали скауты каирского клуба «Эраб Контракторс», чтобы посмотреть игру одного футболиста. Но они забыли о нем, когда увидели в игре юного Мохаммеда. Так Салах стал профессиональным футболистом. Но жизнь не состоит лишь из счастливых случаев. Успех в любом деле может прийти только через упорный труд и преодоление себя. Так, чтобы добраться на тренировку, Мохаммед тратил на дорогу четыре часа в день, совершая несколько пересадок.
Позже он вспоминал: «Я приходил в школу к 9:00 и проводил там совсем мало времени. У меня была справка от клуба, разрешающая уйти с уроков раньше времени, так как в 14:00 у меня начиналась тренировка. Она заканчивалась в 18:00. Пока я оказывался дома, было уже десять часов вечера. Так продолжалось три-четыре года».
Но сказано в Коране, что «за каждой тягостью наступает облегчение» [94:6]. Оно пришло в виде контракта со швейцарским клубом «Базель». Началась европейская карьера Салаха: он получил признание, а его труды и тяготы окупились сторицей.
Часто случается, что у человека, по мере прибавления богатства, появляется жажда накопительства. Он становится жадным и начинает гнаться за мирскими благами. Об этом рассказывается в притче. Как-то раз пророк Иса (да будет мир с ним) направлялся в город в сопровождении одного человека. В какой-то момент они почувствовали голод, и спутник Исы направился в близлежащую деревню, чтобы купить еды. Он купил там три лепешки, вернулся и увидел, что Иса все еще не закончил молитву. Спутник решил съесть одну лепешку, а Исе сказал, что их было только две. Дальше на своем пути они увидели три слитка золота. Иса сказал, что один слиток достанется ему, один его спутнику, а третий тому человеку, кто съел лепешку. Тогда тот признался, что это он съел лепешку и потребовал третий слиток себе. Иса отдал ему все три слитка и продолжил путь в одиночку. Пока он мечтал как обустроит свою жизнь, пришли трое путников, убили его, а золото забрали себе. Один из троих отправился в деревню, чтобы купить еды, и решил, что отравит еду и завладеет всеми тремя слитками. Двое других в свою очередь также не хотели делиться с товарищем и по возвращении того из деревни, убили его. Но радость их была недолгой. Съев отравлелнную пищу, принесенную их товарищем, они тоже вскоре были мертвы. Пророк Иса, возвращавшийся из города, обнаружил возле дороги четыре бездыханных тела, а рядом с ними – три слитка золота. Увидев это, он произнес: «Так мирская жизнь поступает с теми, кто безудержно любит ее и ее преходящие удовольствия».
Привязанность к мирскому висит дамокловым мечом над каждым, к кому неожиданно пришли успех, слава и богатство, однако Салаху это будто бы не грозит, хотя западные СМИ и окрестили молодого футболиста Фараоном. Многомиллионные контракты в европейских клубах его совсем не испортили. В частности, он постоянно помогает родной деревне. Построил там школу, футбольное поле под крышей, молодежный центр, закупил медикаменты и современное оборудование для больницы. Не ограничившись этим, он создал в родной деревне фонд своего имени, который направляет средства на социальные нужды, в частности, на помощь молодым парам, желающим создать семью. Мохаммед, несмотря на свою популярность, продолжает оставаться простым парнем из глухой египетской деревеньки.
В Коране сказано о человеке: «воистину, он страстно любит блага» [100:8]. Мохамеду Салаху будто бы удается избежать такой характеристики. В ноябре прошлого года Салах, забил решающие голы в ворота сборной Конго и вывел свою сборную на Чемпионат мира. В итоге египетский бизнесмен Мамдух Аббас решил премировать лучшего футболиста Египта роскошной виллой. Но Салах отказался от дорогого подарка, сказав, что, если он хочет сделать ему приятное, пусть лучше пожертвует деньги его родной деревне.
Великодушие, достойное сподвижников
И уж совсем удивительный с точки зрения сегодняшних реалий, но не с точки зрения Ислама поступок Салах совершил в конце прошлого года. Тогда была ограблена квартира его отца. Через несколько дней вора нашли. Отец Мохаммеда написал заявление, но сын попросил отозвать его. Он не только встретился с вором, но дал ему денег и даже помог ему найти работу.
И как не вспомнить в связи с этим одну исламскую притчу. Однажды к халифу Умару трое братьев привели одного человека и попросили наказать того за убийство их отца. В ходе допроса выяснилось, что он пас верблюдов, и один из них съел куст с земли отца братьев. Тот кинул в животное камень и убил его, пастух в ответ бросил камень в него самого, также убив его. Умар распорядился казнить пастуха за убийство человека. Но тот попросил у халифа трехдневную отсрочку, которая была нужна ему, чтобы передать наследство младшему брату. Халиф ответил, на это, что тот является чужаком, его никто не знает, поэтому ему нужно найти человека, который поручиться за него. На роль поручителя вызвался сподвижник Пророка (САВ) Абу Зарр. Люди пытались отговорить его, ведь если бы пастух не вернулся, то казнить пришлось бы самого Абу Зарра. Но тот остался непреклонен. На протяжении трех дней вся Медина находилась в томительном ожидании. Наконец, на исходе третьего дня чужестранец все-таки вернулся, хотя большинство жителей уже не ждали его. Даже Умар был удивлен и спросил, почему он вернулся, хотя мог бежать. Тот ответил: «Я боялся, что скажут: «Не осталось верности в людях!» Тогда Умар спросил Абу Зарра, почему тот поручился за незнакомца. Абу Зарр ответил: «Я боялся, что скажут: Не осталось в людях доверия! От этих слов сердца детей убитого смягчились, и они сказали, что прощают убийцу. Умар удивился и спросил, что их сподвигло простить его. Они ответили: «Мы боимся, что скажут: Не осталось прощения в людях!»
Любовь ломает межкультурные барьеры
Но личность Салаха уже не вмещается в рамки Египта. Своими человеческими качествами, своими делами он оказывает помощь не только своей родине, но играет большую роль в разрушении барьеров между культурами. Болельщики «Ливерпуля» поют в его честь хвалебные песни, в которых говорится, что если он забьет еще один гол, то они примут Ислам. Конечно, это шутка, но в каждой шутке есть доля правды. В свою очередь болельщики других английских клубов восхищаются им за его мастерство и скромность.
Организация «Футбол против расизма в Европе» выявила, что английские футбольные фанаты самые агрессивные. По статистике около 10% всех инцидентов на национальной, конфессиональной и расовой почве происходят по вине английских болельщиков. Но приход Салаха в английский футбол изменил ситуацию. Директор организации «Футбол против расизма» Пиара Пауэр с удивлением отметил: «Это первый случай, когда я вижу такую позитивную оценку, которая распространяется и на религию футболиста». Как известно, Салах всячески демонстрирует свою исламскую идентичность. После каждого забитого гола он совершает земной поклон (саджда), соблюдает пост в Рамадан во время матчей, а несколько лет назад и вовсе отказывался сыграть в еврокубке против израильского «Маккаби». Потом все же сыграл, но лишь для того, чтобы выбить израильский клуб из турнира.
Пиара Пауэр так объясняет тот факт, что английские буйные фанаты довольно благосклонно относятся к Салаху: «Победы делают людей счастливыми. Салах играет очень хорошо, его игра восхищает фанатов, и они благосклонно принимают его этнический и религиозный бэкграунд. Хорошие игроки ломают барьеры. Хорошо известно, что любовь фанатов к игроку часто приводит к тому, что они начинают интересоваться его жизнью, и в конце концов принимают его вместо со всеми его ценностями».
В конечном счете неважно, что происходит вокруг личности Мохаммеда Салаха. Публичный человек, каким является Мохаммед, просто не в состоянии контролировать огромный ажиотаж вокруг своей личности. Но как однажды признался сам Салах, его любимое английское слово – Love (любовь). Важно то, какое послание несет людям этот молодой человек. И это послание – любовь, ведь любовь является сутью Ислама.
Ленар Гаязов