Муэдзины Османской империи

Муэдзины занимали важное место в отправлении религиозных служб в Османской империи. Их обязанности были нелегкими. На кораблях им приходилось забираться на бизань-мачту для произнесения азана, а в мечети Пророка в Медине оставаться на минаретах по два с половиной часа, проговаривая разные молитвенные формулы.


Муэдзины в Османской империи назначались в соответствии с бератом – жалованной грамотой, выдаваемой султаном. Они относились к сословию, освобожденному от налогов, т.е. военным, и возвращались к своему гражданскому статусу по окончании службы.

Обязанности муэдзинов часто выходили далеко за пределы произнесения азана. Часто они были помощниками имамов махалли, являвшихся важными фигурами в городской организации османов. Часто муэдзины совмещали несколько обязанностей, были заодно имамами, проповедниками (хатиб), управляющими (каййим), поварами, назначенными чтецами Корана (девирхан), а также закирбаши, т.е. руководителями зикра (поминания). Помимо сугубо религиозных организаций, таких как мечети, текке (суфийские обители), муэдзины назначались в янычарские полки, в армию, в учебные заведения, на верфи и флот. С наступлением времени намаза на военных кораблях муэдзин залезал на бизань-мачту и произносил азан.

Особое положение занимали придворные муэдзины. Обучались они во дворцовой школе Эндерун, где изучали музыку и адаб (этикет) своей профессии. Число их в разные периоды доходило до 19. Дворцовые муэдзины под руководством главного муэдзина участвовали в церемониях, таких как проводы в поход и встреча армии, выезд сурры (каравана с дарами султана для Мекки) из Стамбула, вручение полкового флага полку и другие. Некоторым из них удавалось сделать блестящую карьеру. Например, Балтаджи Мехмед-паша и Быйыклы Али-паша дослужились до должности великого визиря.

Первые муэдзины в исламе.

Источник: ottomanhungary.blogspot.com

Были также официальные муэдзины вне мечетей. Они служили визирям, аянам и другим знатным людям. Знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби писал, что принадлежал как раз к таким муэдзинам.

Заработная плата муэдзинов, как правило, была низкой, но в Стамбуле она была выше. Больше всех зарабатывали муэдзины имперских (салатин) мечетей и придворные муэдзины. Также они получали дополнительный доход во время Рамадана, исламских праздников, священных ночей и других важных дат.

Помимо религиозных знаний, муэдзины должны были обладать красивым голосом и познаниями в музыке. В больших поселениях и городах их назначали посредством экзаменов. Вместе с этим иногда в сельской местности все обязанности в мечети исполнял один человек или члены одной семьи, передавая свои должности по наследству.

В крупных мечетях было несколько муэдзинов. Существовала практика произнесения ими отдельных фраз азана вместе или по очереди. В начале XVI века муэдзины в мечети Фатих в Стамбуле поднимались на минареты двумя группами по три человека и вместе читали призыв к молитве. Во второй половине XIX века муэдзины в мечети Пророка в Медине оставались в минаретах по два с половиной часа, произнося до самого азана разные поминания.

Тунисские муэдзины проходят курсы в консерватории.

Источник: transcend.org

Значительное число муэдзинов исполняли и религиозную музыку, такую как маулиды (песни в честь рождения Пророка Мухаммада), мираджия (песни в честь Мираджа), читали нараспев «Мухаммадию» и т.п. Также они произносил с минаретов сала (салят, т.е. восхваления Пророка Мухаммада), объявляя о чьей-то смерти. В частности, это делалось с минаретов имперских мечетей при кончине султана, членов его семьи, важных государственных деятелей. Во дворце и некоторых особняках в месяц Рамадан совершались намазы таравих с участием известных муэдзинов, а религиозные гимны (илахи), которые они исполняли, назывались «гимнами Рамадана».

Среди известных музыкантов османского периода было немало муэдзинов. Например, это главный муэдзин мечети Султана Ахмеда Хоказаде Мехмед Энвери (XVII в.), муэдзин мечети Зейрек Хусейн Деде (XVIII в.), главный муэдзин мечети Сулеймание Хафиз Кемаль (XX в.) и другие.

Муэдзин: историческое путешествие по Америке.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии