Муфтияты Средней Азии после обретения независимости

В 1991 году, когда распался СССР, на его территории проживало около 50 миллионов мусульман, пишет Самир Бабаоглу.


Казахстан

Еще в 1943 г. для контроля над религиозной исламской деятельностью Центральной Азии было создано Духовное Управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), куда вошли лояльные к власти улемы, пережившие массовые репрессии 1930-х годов.

SADUM'un Dördüncü Kurultayı için toplanan temsilciler. Taşkent 1949.

4-й Курултай САДУМа в Ташкенте (1949 г.) / Источник: gzt.com

Еще до распада СССР из состава САДУМ в 1990 г. вышел Казахстан, создав Духовное управление мусульман Казахстана. Первым муфтием страны стал Ратбек Нысанбаев, который получил религиозное образование в медресе Мири Араб в Бухаре, а также учился в Ливии в Университете Бенгази. Он сыграл ключевую роль в провозглашенной Нурсултаном Назарбаевым борьбе против «радикального ислама». Используя в том числе и Духовное управление, власти предприняли ряд мер в этом направлении: были запрещены религиозные политические организации и членство в них, распространение «фундаменталистской исламской» литературы и религиозная пропаганда без официального разрешения. При следующем муфтие, Абсаттаре Дербисали, который был доктором филологических наук, профессором, академиком Академии наук высшей школы Казахстана, были запрещены «Хизб ут-тахрир» (запрещена на территории РФ – Исламосфера), а государство попыталось усилить контроль над религиозным образованием и мечетями. Кроме того, в 2004 г. Духовное управление провело экзамены для всех имамов, отстранив от должности тех, кто не прошел испытания. Это позволило убрать и некомпетентных, и нелояльных к властям имамов. В 2013 г. муфтием стал Ержан Малгажулы, но он был смещен с этой должности в 2017 г. по обвинению в поддержке таких течений, как «Талибан» (запрещена на территории РФ – Исламосфера). Сменивший его Серикбай Ораз занимает этот пост до сих пор.

Soldan sağa: Ercan Malgajuli, Nursultan Nazarbayev, Serikbey Hacı Oraz; Astana, Hazret Sultan Camii.

Слева направо: Ержан Малгажулы, Нурсултан Назарбаев, Серикбай Ораз / Источник: gzt.com

Официальными сайтами Духовного управления мусульман Казахстана являются www.muftyat.kz и www.fatua.kz , где содержится информация на казахском, русском и арабском языках.

Кыргызстан

Духовное управление мусульман Кыргызстана было создано после распада СССР. Власти, со своей стороны, для контроля над этой структурой в 1996 г. создали Государственную комиссию по делам религий. В отличие от других среднеазиатских стран, Духовное управление Кыргызстана, являясь независимой общественной организацией, выступает против вмешательства государства в религиозную сферу, что иногда приводит к путанице между полномочиями государства и Духовного управления. Если последнее контролирует мечети, назначает имамов и выплачивает им зарплату, то Комиссия по делам религий, в основном, выполняет функцию надзора, контролируя религиозные структуры, публикации и т.п. Совет улемов Кыргызстана выбирает муфтия и утверждает годовой бюджет Духовного управления. Официальный сайт ДУМ Кыргызстана www.muftiyat.kg публикует информацию на киргизском и русском языках.

Kırgızistan Müslümanları Dini İdaresi'nin kurultayına katılan Kırgız din görevlileri.

Курултай Духовного управления Кыргызстана / Источник: gzt.com

Узбекистан

Так как САДУМ в свое время базировался в Ташкенте, то в 1993 г. он ограничил свою деятельность территорией Узбекистана и сменил свое название на Управление мусульман Узбекистана. С самого начала эта структура перешла под строгий контроль государства. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, который занимал пост председателя САДУМ в 1988-1993 гг., считался крупным религиозным ученым не только Узбекистана, но и всего мира. Из-за конфликта с режимом Ислама Каримова он был вынужден покинуть родину и некоторое время проживал в Ливии и Турции, работал в международной организации «Лига исламского мира», а вернулся только в 1999 г. После Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа пост муфтия занимали разные религиозные деятели советского периода. В настоящее время это Усман Алимов.

Şeyh Muhammed Sadık Muhammed Yusuf yıllarca cami kürsülerinden ve yazdığı eserlerle sadece Özbekistan'da değil, tüm dünyada önemli İslam alimlerinden biri olarak görüldü.

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф / Источник: gzt.com

В Узбекистане продолжаются конфликты и решаются вопросы по разделению полномочий между оставшимися в наследство от советской эпохи религиозными управлениями и государственными комитетами, созданными после обретения независимости. Администрация Каримова использовала УМУ как «религиозную палку» государства против «фундаменталистских», «сепаратистских», «радикальных» мусульман.

Официальный сайт УМУ – www.muslim.uz.

Туркменистан

В Туркменистане после обретения независимости контроль над исламской религиозной деятельностью в 1991 г. был возложен на Совет по делам религии при Президенте Туркменистана. Первым муфтием, а также председателем Совета стал этнический узбек Насрулла ибн Ибадулла. Но ему не удалось найти общий язык с главой страны Сапармуратом Ниязовым. Он был обвинён в причастности к покушению на президента, произошедшему 25 ноября 2002 года, в 2004 года признан виновным в «антигосударственной деятельности» и приговорён к 22 годам лишения свободы, с отбыванием первых пяти лет в колонии строгого режима. Существует версия, согласно которой причиной увольнения муфтия и последующих репрессий, обрушившихся на него, является его несогласие с решением Ниязова расписать цитатами из написанной им книги «Рухнама» стены построенной в Ашхабаде мечети. Свободу Насрулла ибн Ибадулла получил только в 2007 г. после помилования его президентом Гурбангулы Бердымухамедовым.

Türkmenistan'ın ilk müftüsü Nasrullah ibn İbadulla'yla (soldan ikinci) ilgili internet ortamında bulunan nadir fotoğraflardan biri.

Насрулла ибн Ибадулла (второй слева) / Источник: gzt.com

После Насруллы ибн Ибадуллы муфтием Туркменистана стал 35-летний Какагельды Вепаев, арабист, не имевший религиозного образования, а в 2004 г. его сменил 27-летний Ровшен Аллабердиев, который так же не получил серьезного исламского образования. В 2009 г. муфтием стал Г.Хайытлыев, а в 2013 – А.Акиев. Интересный факт, что ни в одном источнике не упоминаются имена этих муфтиев, только фамилии, и в целом, сведений о них крайне мало. Кое-какую информацию можно извлечь только из сообщений российских новостных агентств.

Таджикистан

Среди государств, возникших на развалинах СССР, наиболее сложная судьба была у Таджикистана. Во время гражданской войны, которая в 1992-1997 годах унесла жизни нескольких тысяч человек, во главе муфтията Таджикистана был Ходжи Акбар Тураджонзода, один из ведущих религиозных и политических деятелей страны. Учреждение, возглавляемое им в 1988-1992 гг. именовалось Управлением кадиев, после его название было изменено на Муфтият. Став в 1993 г. одним из сооснователей Объединенной таджикской оппозиций, Тураджонзода выступал против коммунистов, но в том же году из-за преследований коммунистического правительства, объявившего награду за его поимку, он был вынужден покинуть Таджикистан, и временно обосновался в Иране, на расстоянии руководя исламистским крылом Объединенной таджикской оппозиции. В дальнейшем он больше выступал как политик – присутствовал в качестве представителя оппозиции на переговорах о национальном примирении в 1997 г. в Москве, с 1998 года по февраль 2005 года занимал должность первого заместителя премьер-министра Таджикистана, а в 2005 г. был избран членом Национального совета. А главным муфтием Таджикистана в 1993 стал Фатхулло Шарифзода, но в 1996 г. он был застрелен вместе со своей семьей. После этого в Муфтияте были произведены радикальные изменения. Его название изменено на Совет улемов.

Hoca Ekber Turaconzoda Tacik iç savaşında Birleşik Tacik Muhalefeti’ni destekledi.

Ходжи Акбар Тураджонзода / Источник: gzt.com

В настоящее время этот орган возглавляет Саидмукаррам Абдулкодирзода. Совет официально отвечает за руководство религиозной сферой в соответствии с принципами ханафитского мазхаба, обучение и назначение имамов, надзор за религиозной литературой, поступающей в страну, и подготовку учебной программы религиозных учебных заведений. Он также является единственным органом, имеющим полномочия выносить фетвы. Председатель Совета улемов ничего не говорит о запрете бороды, мечетей, поклонения, платка, имеющие место в стране, и даже отрицает их существование. В ответ на сообщения международных организаций о нарушениях прав человека в стране Саидмукаррам Абдулкодирзода заявляет о широких свободах для мусульман в Таджикистане, и отмечает, что если какие-то ограничения и имеются, они обусловлены «террористической угрозой».

Tacikistan İslam Merkezi binası.

Исламский центр Республики Таджикистан / Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии