Муфтияты Средней Азии после обретения независимости
В 1991 году, когда распался СССР, на его территории проживало около 50 миллионов мусульман, пишет Самир Бабаоглу.
Казахстан
Еще в 1943 г. для контроля над религиозной исламской деятельностью Центральной Азии было создано Духовное Управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ), куда вошли лояльные к власти улемы, пережившие массовые репрессии 1930-х годов.
Еще до распада СССР из состава САДУМ в 1990 г. вышел Казахстан, создав Духовное управление мусульман Казахстана. Первым муфтием страны стал Ратбек Нысанбаев, который получил религиозное образование в медресе Мири Араб в Бухаре, а также учился в Ливии в Университете Бенгази. Он сыграл ключевую роль в провозглашенной Нурсултаном Назарбаевым борьбе против «радикального ислама». Используя в том числе и Духовное управление, власти предприняли ряд мер в этом направлении: были запрещены религиозные политические организации и членство в них, распространение «фундаменталистской исламской» литературы и религиозная пропаганда без официального разрешения. При следующем муфтие, Абсаттаре Дербисали, который был доктором филологических наук, профессором, академиком Академии наук высшей школы Казахстана, были запрещены «Хизб ут-тахрир» (запрещена на территории РФ – Исламосфера), а государство попыталось усилить контроль над религиозным образованием и мечетями. Кроме того, в 2004 г. Духовное управление провело экзамены для всех имамов, отстранив от должности тех, кто не прошел испытания. Это позволило убрать и некомпетентных, и нелояльных к властям имамов. В 2013 г. муфтием стал Ержан Малгажулы, но он был смещен с этой должности в 2017 г. по обвинению в поддержке таких течений, как «Талибан» (запрещена на территории РФ – Исламосфера). Сменивший его Серикбай Ораз занимает этот пост до сих пор.
Официальными сайтами Духовного управления мусульман Казахстана являются www.muftyat.kz и www.fatua.kz , где содержится информация на казахском, русском и арабском языках.
Кыргызстан
Духовное управление мусульман Кыргызстана было создано после распада СССР. Власти, со своей стороны, для контроля над этой структурой в 1996 г. создали Государственную комиссию по делам религий. В отличие от других среднеазиатских стран, Духовное управление Кыргызстана, являясь независимой общественной организацией, выступает против вмешательства государства в религиозную сферу, что иногда приводит к путанице между полномочиями государства и Духовного управления. Если последнее контролирует мечети, назначает имамов и выплачивает им зарплату, то Комиссия по делам религий, в основном, выполняет функцию надзора, контролируя религиозные структуры, публикации и т.п. Совет улемов Кыргызстана выбирает муфтия и утверждает годовой бюджет Духовного управления. Официальный сайт ДУМ Кыргызстана www.muftiyat.kg публикует информацию на киргизском и русском языках.
Узбекистан
Так как САДУМ в свое время базировался в Ташкенте, то в 1993 г. он ограничил свою деятельность территорией Узбекистана и сменил свое название на Управление мусульман Узбекистана. С самого начала эта структура перешла под строгий контроль государства. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, который занимал пост председателя САДУМ в 1988-1993 гг., считался крупным религиозным ученым не только Узбекистана, но и всего мира. Из-за конфликта с режимом Ислама Каримова он был вынужден покинуть родину и некоторое время проживал в Ливии и Турции, работал в международной организации «Лига исламского мира», а вернулся только в 1999 г. После Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа пост муфтия занимали разные религиозные деятели советского периода. В настоящее время это Усман Алимов.
В Узбекистане продолжаются конфликты и решаются вопросы по разделению полномочий между оставшимися в наследство от советской эпохи религиозными управлениями и государственными комитетами, созданными после обретения независимости. Администрация Каримова использовала УМУ как «религиозную палку» государства против «фундаменталистских», «сепаратистских», «радикальных» мусульман.
Официальный сайт УМУ – www.muslim.uz.
Туркменистан
В Туркменистане после обретения независимости контроль над исламской религиозной деятельностью в 1991 г. был возложен на Совет по делам религии при Президенте Туркменистана. Первым муфтием, а также председателем Совета стал этнический узбек Насрулла ибн Ибадулла. Но ему не удалось найти общий язык с главой страны Сапармуратом Ниязовым. Он был обвинён в причастности к покушению на президента, произошедшему 25 ноября 2002 года, в 2004 года признан виновным в «антигосударственной деятельности» и приговорён к 22 годам лишения свободы, с отбыванием первых пяти лет в колонии строгого режима. Существует версия, согласно которой причиной увольнения муфтия и последующих репрессий, обрушившихся на него, является его несогласие с решением Ниязова расписать цитатами из написанной им книги «Рухнама» стены построенной в Ашхабаде мечети. Свободу Насрулла ибн Ибадулла получил только в 2007 г. после помилования его президентом Гурбангулы Бердымухамедовым.
После Насруллы ибн Ибадуллы муфтием Туркменистана стал 35-летний Какагельды Вепаев, арабист, не имевший религиозного образования, а в 2004 г. его сменил 27-летний Ровшен Аллабердиев, который так же не получил серьезного исламского образования. В 2009 г. муфтием стал Г.Хайытлыев, а в 2013 – А.Акиев. Интересный факт, что ни в одном источнике не упоминаются имена этих муфтиев, только фамилии, и в целом, сведений о них крайне мало. Кое-какую информацию можно извлечь только из сообщений российских новостных агентств.
Таджикистан
Среди государств, возникших на развалинах СССР, наиболее сложная судьба была у Таджикистана. Во время гражданской войны, которая в 1992-1997 годах унесла жизни нескольких тысяч человек, во главе муфтията Таджикистана был Ходжи Акбар Тураджонзода, один из ведущих религиозных и политических деятелей страны. Учреждение, возглавляемое им в 1988-1992 гг. именовалось Управлением кадиев, после его название было изменено на Муфтият. Став в 1993 г. одним из сооснователей Объединенной таджикской оппозиций, Тураджонзода выступал против коммунистов, но в том же году из-за преследований коммунистического правительства, объявившего награду за его поимку, он был вынужден покинуть Таджикистан, и временно обосновался в Иране, на расстоянии руководя исламистским крылом Объединенной таджикской оппозиции. В дальнейшем он больше выступал как политик – присутствовал в качестве представителя оппозиции на переговорах о национальном примирении в 1997 г. в Москве, с 1998 года по февраль 2005 года занимал должность первого заместителя премьер-министра Таджикистана, а в 2005 г. был избран членом Национального совета. А главным муфтием Таджикистана в 1993 стал Фатхулло Шарифзода, но в 1996 г. он был застрелен вместе со своей семьей. После этого в Муфтияте были произведены радикальные изменения. Его название изменено на Совет улемов.
В настоящее время этот орган возглавляет Саидмукаррам Абдулкодирзода. Совет официально отвечает за руководство религиозной сферой в соответствии с принципами ханафитского мазхаба, обучение и назначение имамов, надзор за религиозной литературой, поступающей в страну, и подготовку учебной программы религиозных учебных заведений. Он также является единственным органом, имеющим полномочия выносить фетвы. Председатель Совета улемов ничего не говорит о запрете бороды, мечетей, поклонения, платка, имеющие место в стране, и даже отрицает их существование. В ответ на сообщения международных организаций о нарушениях прав человека в стране Саидмукаррам Абдулкодирзода заявляет о широких свободах для мусульман в Таджикистане, и отмечает, что если какие-то ограничения и имеются, они обусловлены «террористической угрозой».
Исламосфера