Мусанна – искусство зеркальных надписей в каллиграфии

Мусанна в каллиграфии означает композицию, в которой правая часть надписи является зеркальным отражением левой.


Али Мустафа Эфенди в «Манакиб-и Хунарваран» пишет, что каллиграф XV в. Молла Джан Киши, работавший во дворце Байсунгура, разработал стиль письма под названием «шикесте-бесте». Для создания надписей он брал два листа бумаги разного цвета, один из которых был черным. Одну часть фразы каллиграф писал на одном листе, а другую – на втором. Сама надпись создавалась накладыванием листов друг на друга. Иранский автор Кади Мир Ахмед Мунши-и Кумми, живший в то же время, что и Али Мустафа Эфенди, в своей книге «Гюлистан-и Хюнер» утверждает, что мусанну изобрел Маджнун, один из поэтов и каллиграфов XV века. Согласно его сообщению, этот художник создавал в таком стиле не только каллиграфические надписи, но и изображения людей, цветов, птиц и т.п.

Источник: İslâm Ansiklopedisi

Мусанна – это не каллиграфический почерк, а вид композиции, который мог быть написан любым арабским шрифтом. Техника ее создания следующая. Написав какую-то фразу, на нее кладут прозрачную бумагу и обводят по контуру. После ее переворачивают и перерисовывают так, чтобы она соприкасалась с первоначальной надписью. Позже она раскрашивается.

Источник: İslâm Ansiklopedisi

В такой технике изображали «слова единобожия», имена «Аллах», «Мухаммад», «Али», аяты и разные фразы c религиозным смыслом. Нередко такие надписи делали фигурными, т.е. фразам придавали форму птицы, светильника, короны и т.п.

Источник: İslâm Ansiklopedisi

Мусанна была распространена в Иране. В Музее текстиля в Вашингтоне хранится созданная в Персии XII в. на куске ткани надпись, на которой таким образом написана фраза «لا تأمن الموت في طرف ولا نفس» («Не чувствуй себя в безопасности от смерти в любом месте и ни на мгновение»). На фасаде мечети Шаха в Исфахане можно увидеть мусанну, выполненную почерком куфи и изображающую 18-й аят суры «Али Имран».

Источник: İslâm Ansiklopedisi

Прекрасные образцы мусанны, сочетающие каллиграфию и разные виды изобразительного искусства, создавались в Османской империи. Особенно много таких надписей встречается в мечетях XIV-XV веков в Эдирне и Бурсе.

Источник: İslâm Ansiklopedisi

Символичность мусанны делала ее популярной в суфийских тарикатах. Например, таким образом писали имя «Мевляна» в виде шапки дервишей братства мевлеви, а имя «Али» – в виде шапки ордена бекташи. Особое место в мусанне отводилось букве «вау», в которую вкладывали глубокие метафизические смыслы. В абджаде (система обозначения чисел с помощью арабских букв и сопряженная с ней возможность нахождения суммарного числового содержания слов, написанных арабскими буквами) численное значение двух «вау» составляет 66, что также является численным значением слова «Аллах». Поэтому такими надписями часто украшали разные сооружения, мечети, суфийские обители.

Источник: İslâm Ansiklopedisi

Исламосфера


­Источник

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии