Мусульмане Бразилии XIX века в мемуарах багдадского путешественника
Мемуары багдадца Абдуррахмана Эфенди являются единственным письменным источником о существовании в XIX в. в Бразилии мусульманской общины, пишет сайт dunyabizim.com.
Абдуррахман Эфенди жил в Багдаде, а потом переехал в Стамбул (современный Ирак в то время входил в состав Османской империи), поступил на службу в качестве имама к адмиралу (каптан-ы дерья) Атешу Мехмеду-паше. Когда последний умер, Абдуррахман Эфенди стал служить имамом на флоте. Когда поступил приказ султана двум кораблям отправиться в Басру, Абдуррахман Эфенди был рад воспользоваться возможностью посетить родные места. Но судьба распорядилась иначе – вместо Басры он попал к берегам Бразилии. В своих воспоминаниях он пишет: «В начале сентября 1865 г. на названных кораблях вы вышли из Стамбула, направляясь в Басру. Но во время нашего пути помимо нашей воли ветры отнесли нас к берегам Южной Америки, к столице Бразилии. С целью научить живущих там мусульман основам ислама, я покинул корабль и остался там».
Известно, что уже с XVI в. в Бразилию стали поставлять рабов из Африки, но культура этих людей, несмотря на их многочисленность, оставалась скрытой для европейцев. Между тем, утверждается, что, по крайней мере, половину населения этой страны составляли мусульмане африканского происхождения.
Почему многие средневековые пираты принимали ислам?
Как ясно их воспоминаний Абдуррахмана Эфенди, эти бывшие рабы считали себя истинными мусульманами, но представления об исламе у них были сильно искажены, и соответствовали тому типу «черного ислама», который позже описывал Малкольм Икс. Например, когда кто-то умирал, они шли в церковь и читали Библию за душу умершего, делали земной поклон перед теми, кто пользовался у них авторитетом, вместо месяца Рамадан они постились в Ша’бан, считали, что вино пить разрешается и т.п. Увидев, как сильно заблуждаются эти люди, Абдуррахман Эфенди принял самоотверженное решение остаться в Бразилии, чтобы научить их правильному исламу. В этом деле ему пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Например, как он пишет, местным религиозным авторитетом был некий человек из Магриба, который утверждал, что является исламским ученым. Между тем, как выяснилось впоследствии, этот человек был евреем, и он годами эксплуатировал невежественных мусульман, под видом ислама обучая их, фактически, выдуманной им самим религии.
Абдуррахман Эфенди по мере сил старался выполнять свои обязанности обучения мусульман исламу, но, как он сам отмечал, их глубокое невежество, в конце концов, ввергло его в отчаяние, и он решил вернуться в Стамбул. Здесь он написал мемуары о пережитом им, назвав их «Мусаллийату гариб би кулли амрин аджиб». Его воспоминания долгое время оставались неизвестными широкой публике, пока ими не начал заниматься турецкий писатель Ахмет Озалп, который разыскивает в библиотеках старые книги на османском языке и переводит их на современный турецкий. Таким образом, мемуары Абдуррахмана Эфенди были изданы в 1995 г. под названием «Заметки о путешествии в Бразилию» («Brezilya Seyahatnamesi»). В 2018 г. книга была переиздана.
Хотя эти мемуары небольшие по объему, они важны с той точки зрения, что проливают свет на феномен бразильских мусульман, существование которых до сих пор официально не признается.
Даже, как говорит Ахмет Озалп, «это единственный письменный источник, отражающий данный факт».
Как викинги были связаны с исламской цивилизацией.
Исламосфера