Мусульмане в Чехии не жалуются на исламофобию

Мусульманские экспаты, живущие в Праге, говорят, что в чешском обществе много любезности и мало исламофобии, пишет Райан Скот.


Один из наиболее часто повторяемых фактов о Чехии заключается в том, что она является одной из самых нерелигиозных стран в мире. Чуть меньше половины людей, опрошенных в 2012 году в рамках глобального исследования индекса атеизма и религиозности, заявили, что не придерживаются какой-то религии, а 30 % идентифицировали себя как атеистов.

Тем не менее, многие верующие являются частью более широкого сообщества экспатов. Хотя лично я не принадлежу к их числу, я хотел бы знать, как это якобы атеистическое общество относится к своим различным религиозным меньшинствам и как верующие относятся друг к другу. Реакция членов мусульманской общины была столь же разнообразной, как и их самих.

Там тоже живут мусульмане?

Новоприбывшие

“Для меня это было довольно легко”, – сказал Шахрир, студент-медик из Малайзии, о своем опыте первого приезда сюда. “В Чехии у нас очень много халяльных магазинов”.

Хазим, еще один студент-медик из Малайзии, также в целом положительно отзывался о своем опыте здесь. “Мусульманская община здесь довольно большая, и, если у нас есть какие-то проблемы, связанные с чешским языком, мы можем спросить у носителей чешского языка в нашей общине”, – сказал он.

Их одногруппники из числа немусульман организовывали мероприятия, например, вечеринки, на которые приносили свою собственную еду. Так они помогали студентам-мусульманам быстрее социализироваться.

Что касается реакции большей части чешского сообщества, Шахрир и Хазим согласились, что большинство чехов не проявляли интереса к ним.  “Когда мы говорим об исламе, им все равно”, – сказал Хазим.

Европейские мусульмане становятся более религиозными.

Пражские мусульмане / Источник: aljazeera.com

Установленные верующие

Ахмед Хамди приехал в бывшую Чехословакию из Йемена незадолго до Бархатной революции (1989 г.) в рамках учебной программы. Еще в девяностые годы его возможности для религиозного самовыражения были ограничены.

“Здесь было тяжело. Ни одной мечети. Никаких халяльных продовольственных магазинов”, – сказал он. Он и несколько его сокурсников организовали зал для пятничной молитвы. Теперь он считает, что ситуация улучшилась.

Г-н Рашид находится в Праге примерно столько же времени. “Я могу сказать, что когда я был один, я был очень далек от своей религии”, – вспомнил он. Он благодарен своей жене за то, что она вернула его к вере. Господин Рашид признался, что его вера укрепилась после совершения хаджа.

Сейчас его дети ходят в школу и между собой говорят по-чешски. Директор школы, где учатся мальчики, уже привыкла к требованиям семьи к питанию, хотя поначалу она была более стойкой.

“Иногда ты испытываешь более сильные чувства к своей стране. Вы более патриотичны. Иногда больше по отношению к своей вере. Мы более религиозны. Эти волны чередуются”, – сказал он.

Розы и улыбки: европейские мусульмане борются с исламофобией.

Mr. Rashid, owner of Shalamar Foods

Господин Рашид / Источник: news.expats.cz

Разнообразие – это ключ

“Не все мусульмане в Чешской Республике являются соблюдающими”, – сказал председатель чешской мусульманской общины Владимир Санька. Они не придерживаются основных столпов ислама, таких как ежедневная молитва и пост. Некоторые мусульмане здесь могут пить, некоторые мусульманские женщины могут не носить платок.

Со временем община выросла, с примерно 1000 в 1990 году до 4000 сегодня. Среди них – верующие из многих стран, включая арабоязычные страны, Россию, Украину, государства Центральной Азии, Балканы, Пакистан, Турцию, Малайзию, Индонезию. Среди них около 800 чешских новообращенных, из которых 70-80% – женщины. Интересно, что эта доля близка к показателю, зарегистрированному в Великобритании. Большинство мусульман в Чешской Республике являются суннитами.

Главная мечеть Чехии находится в Праге. Построенное в 1999 году здание мечети не обращено к Мекке, однако арочные узоры на полу молитвенного зала указывают на самый священный город ислама. Небольшой молитвенный зал расположен в центре города, а другая мечеть в Брно была построена в 1998 году.

Сицилийцы имеют генетическое родство с исламским миром.

Г-жа В, которая попросила использовать псевдоним, является одной из чешских женщин, принявших ислам. Она является мусульманкой в течение двадцати лет, обратившись, когда ей было 17 лет. Интерес госпожи В к религии начался раньше, хотя это было нелегко, учитывая, что она происходила из семьи неверующих. Прежде чем прочесть Коран, она заглянула в Библию.

“Я купила Коран и другие книги, и я поняла, что это истина”, – сказала она.

Что касается того, почему такая большая доля чешских новообращенных – это женщины, г-жа В сказала: “Это не нормальное неравенство. Я думаю, что женщины более открыты, более восприимчивы. Многие женщины, когда они слышат о чем-то, они читают об этом и оценивают это”. Г-жа В, в отличие от взглядов основной части чешского общества, рассматривает ислам, когда он практикуется должным образом, как предоставление женщинам многих прав, возможностей и выбора.

Национальное разнообразие мусульманской общины тоже всплывало во многих разговорах. Г-н Рашид сказал, что по словам его британского друга, чешское мусульманское общество более диверсифицировано с национальной точки зрения, нежели британское.

Орхан из Азербайджана, считает, что разнообразие присуще исламу. “Ислам не может быть «неинтернациональным»”, – сказал он.

Мусульмане Румынии: наследники Османский империи и Крымского ханства.

Картинки по запросу Czech Republic: Muslims attend Catholic mass in Prague, condemn violence

Чешская мусульманка Романа Червенкова выступает на демонстрации в защиту беженцев летом 2015 г. / Источник: romea.cz

Более широкие отношения

По словам Орхана, он был практически атеистом, когда только приехал в Чехию. Я спросил Орхана, в какой мере проживание в Чехии повлияло на его приход в ислам. Отчасти это связано с тем, почему он приехал в эту страну: чтобы продолжить свою карьеру и реализовать свои мечты.

“Сначала я хотел построить свою карьеру и хотел реализовать себя в профессии, а затем я начал искать какие-то другие вещи… правду, я бы сказал”, – заявил он. Поиски привели его к исламу.

Разговаривая с этими разными людьми, я не мог не вернуться к вопросу, который я задал Шахриру и Хазиму: как реагирует основная часть чешского общества? Я задал этот вопрос с неохотой, потому что он подразумевает стереотип, что мусульмане являются аутсайдерами. И все же, учитывая теперешний климат, я не мог не задать его.

“Я всегда делаю различие между правительствами и людьми”, – сказал Орхан. Это не просто мнение, а религиозное учение. Орхан сказал, что ислам рассматривает обобщения как грех, поэтому он не будет делать никаких радикальных заявлений о чешском народе. “Мы должны иметь индивидуальный подход к каждому”, – сказал он. Любое мнение о государственной политике может быть основано только на тщательном исследовании.

В Брюсселе открылась выставка “Ислам – это тоже наша история!”

Картинки по запросу Czech Republic: Muslims attend Catholic mass in Prague, condemn violence

Источник: romea.cz

“На этот вопрос нет простого ответа”, – сказал г-н Санька. “Это зависит от людей. Вы найдете очень любезные мнения, очень любезные позиции. Люди узнали нас получше”. В то же время он признал, что существуют исламофобские элементы, которые распространяют дезинформацию.

Г-жа В повторила мнение о том, что реакции людей различны. Однако из всех опрошенных она видела в исламофобии большую угрозу. Следовательно, она не носила хиджаб из-за страха нетерпимости.  По той же причине она предпочла остаться неизвестной. “Сегодня меньше инцидентов, но они более серьезны и опасны”, – сказала она.

Г-н Рашид считает, что чехам не присуща исламофобия. Единственным примером исламофобии, который он мог привести, был инцидент на вокзале. Молодая чешка начала расспрашивать его жену, которая была в хиджабе, что она там делает. Однако другие присутствующие чехи встали на их сторону и назвали молодую женщину сумасшедшей. “Одна старушка на станции сказала, что ей жаль ее за то, что она говорит”, – сказал Рашид.

По его мнению, большая часть враждебности проистекает из средств массовой информации. Большинство людей, с которыми я говорил, разделяли эту точку зрения. Сенсационность СМИ питала это искаженное представление. Тем не менее, люди, с которыми я говорил, по-прежнему рассматривали средства массовой информации как возможность для диалога. Пожалуй, Орхан выразил это лучше всех.

“Я надеюсь, что у нас будет больше вопросов и больше статей. Не только о мусульманах, но и о других общинах”, – сказал он.

Почему исламофобия не пустила корни в Португалии?

Исламосфера

Комментарии