Мусульмане веками изображали Пророка Мухаммада в текстах и каллиграфическом искусстве
Переиздание карикатур на Пророка Мухаммада французским сатирическим журналом Charlie Hebdo в сентябре 2020 г. вызвало протесты в нескольких мусульманских странах. Сулейман Дост, ассистент-профессор кафедры классического ислама в университете Брандейса, задаётся вопросом о визуальном образе Пророка Мухаммада в мусульманской культуре.
Визуальное изображение Пророка является чувствительным вопросом по ряду причин: позиция раннего ислама в отношении идолопоклонства привела к общему неодобрению изображений живых существ на протяжении всей исламской истории. Мусульмане редко производили или распространяли изображения Мухаммада или других известных ранних мусульман. Недавние карикатуры оскорбили многих мусульман во всем мире.
Мухаммад: антиклерикальный герой европейского Просвещения.
В тени этого скандала остался важный вопрос: как мусульмане представляли его на протяжении веков в условиях почти полного отсутствия изображений?
Подробные сведения о Пророке
Уважение и преданность, которые первые поколения мусульман оказывали Пророку, привели к обилию текстовых материалов, которые содержали богатые подробности о каждом аспекте его жизни.
Самая ранняя сохранившаяся биография Пророка, написанная спустя столетие после его смерти, насчитывает сотни страниц. Его последние 10 лет настолько хорошо документированы, что некоторые эпизоды его жизни в этот период можно отслеживать изо дня в день.
Савр – пещера, спасшая Пророка Мухаммада (с.а.в.).
Еще более подробными являются книги раннего исламского периода, специально посвященные описанию тела, характера и манер Мухаммада. Из очень популярной книги на эту тему под названием Шамаиль аль-Мухаммадийя, или “Возвышенные качества Мухаммада”, мусульмане узнавали все – от роста и волос на теле Мухаммада до его режима сна, предпочтений в одежде и любимой еде.
Ни одна информация не считалась слишком приземленной или несущественной, когда она касалась Пророка. В этой книге написано о том, как он ходил и сидел, а также о приблизительном количестве седых волос на его висках в старости.
Эти скрупулезные текстовые описания на протяжении веков служили для мусульман альтернативой визуальным представлениям.
Любовь суфиев к семье Пророка (САВ).
Большинство мусульман представляли себе Мухаммада таким, каким его описал двоюродный брат и зять Али в знаменитом отрывке из Шамаиль аль-Мухаммадийя: широкоплечий мужчина среднего роста, с черными волнистыми волосами и румяным лицом, который ходил с легким наклоном вниз. Вторая половина описания сосредоточена на его характере: скромный человек, который внушал трепет и уважение всем, кто его встречал.
Текстовые портреты Мухаммада
Тем не менее, в исламском мире имели хождение и образные изображения Мухаммада. Рукописи начиная с 13-го века и далее содержали сцены из жизни Пророка, показывая его сначала полностью, а затем с закрытым платком лицом.
Существовала также художественная традиция, которая была особенно популярна среди мусульман, говорящих на турецком и персидском языках.
Хилья: описание Посланника Аллаха (с.а.в.) как наука и искусство.
Орнаментированные и позолоченные обрамления на одной странице были заполнены красивым каллиграфическим текстом с описанием Мухаммада Али ибн Абу Талибом в Шамаиле. В центре страницы был помещен знаменитый аят из Корана: “Мы отправили тебя (Мухаммада) только в качестве милости к мирам”.
Эти текстовые описания назывались по-арабски хилья. Некоторые хилии не имели изображений, другие же содержали рисунок Каабы, или розы, которая символизировала красоту Пророка.
Хильи украшали мечети и частные дома вплоть до 20-го века. Те, кто верил в духовную силу хильи, считая, что они полезны для здоровья и уберегают от зла, носили миниатюрные экземпляры в бутылках или в карманах.
Различные трактовки
Существуют различия между разными юридическими школами относительно запрета на изображения.
К примеру, изображения Мухаммада, Али и других членов семьи Пророка имеют некоторое распространение в популярной религиозной культуре стран с большинством шиитского населения, таких как Иран. Суннитский ислам, в свою очередь, в значительной степени избегал религиозной иконографии.
Выставка о Пророке Мухаммаде (САВ) путешествует по Европе.
За пределами исламского мира Мухаммад регулярно фигурировал и в литературе, и в художественном искусстве. Но это часто выражалось в менее чем сочувственных формах. В “Божественной комедии” Данте Пророк и Али страдали в аду, и эта сцена вдохновила множество рисунков.
Эти изображения, однако, едва ли когда-либо привлекали внимание мусульманского мира, поскольку они производились и потреблялись в христианском мире.
Оскорбительные карикатуры и колониальное прошлое
Не менее важны для понимания реакции на образы Мухаммада события из более поздней истории. В Европе сейчас живет большое количество мусульман, и вымышленные изображения Мухаммада, визуальные или иные, не остаются незамеченными. С развитием средств массовой коммуникации и социальных сетей распространение образов происходит быстро, как и мобилизация реакций на них.
Мухаммад (САВ) – первый антирасист в истории.
Мусульмане считают карикатуры оскорбительными из-за их исламофобского содержания. Некоторые карикатуры приравнивают ислам к насилию или разврату, выражая его через образ Мухаммада.
Антрополог Саба Махмуд утверждал, что такие изображения могут нанести “моральную травму”, эмоциональную боль мусульманам из-за особых отношений, которые они имеют с Пророком. Политолог Эндрю Марч рассматривает карикатуры как “политический акт”, который может нанести ущерб усилиям по созданию “общественного пространства, где мусульмане чувствуют себя в безопасности, ценятся и являются равными”.
Исламосфера