Мусульманский мистицизм, блюз пустынь и шведская меланхолия

Шведский мусульманский музыкант Кристофер Али Торен говорит, что ислам для него – это прежде всего духовность, пишет Зейнеб Хафса для сайта dunyabizim.com.


Кристофер проживает в Швеции во втором по величине после Стокгольма городе страны Гётеборге. Мусульманином он стал еще в молодости и взял имя Али. В 2007 году вместе с друзьями, будучи вдохновленным Фела Кути и созданным им жанром афробит, он организовал музыкальную группу Music is the Weapon (Музыка – это оружие). Афробит представляет собой сложную смесь джаза, фанка, ганского и нигерийского хайлайфа, психоделического рока и традиционных западноафриканских песен и ритмов. Кристофер играет на теноре-саксофоне. В музыке, в первую очередь, он считает главной духовную плоскость.

Саксофон – это джазовый инструмент. Поэтому в исламских религиозных песнях, исполняемых под музыкальное сопровождение Торена, легко прослеживаются джазовые мотивы. Такое сочетание является достаточно необычным. Это своего рода фишка творчества шведского музыканта и его друзей. Один из примеров можно увидеть в следующем видео:

Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному: Ч.1. Ушшак.

Солистом выступает шведский певец пакистанского происхождения Ашар Хан, справа от него с саксофоном стоит Кристофер Торен. Ашар Хан поет на урду:

«Хочешь быть близким к Аллаху, –

Как-то сказал мне мой дед.

Слушай мои советы,

В них спасенье от бед:

Кушай харам, воруй по ночам,

Как только станет темней,

Ну а последний совет –

С матерью спи своей».

«Что-то тебя я не понял,

Может, раскроешь секрет,

Добра ты мне вроде желаешь,

Темны слова твои, дед»

«Это счастья ключи,

Хотя странны они с виду.

Первый совет означает –

Прощай всех, глотай обиду.

Второе – вставай по ночам,

Воруй у себя свой сон.

Дуа возноси Аллаху,

Быть может, простит тебя Он.

А третье – будь близок к природе,

Она твоя суть и мать.

Быть может, это поможет

Господа не забывать».

Позднее музыкант создал группу «Christopher Ali Solidarity Quartet» («Квартет солидарности Кристофера Али»), которая в 2018 году выпустила дебютный альбом «To Those Who Walked Before Us» («Тем, кто прошел перед нами»). Одна шведская газета написала по этому поводу: «Трудно дать характеристику Квартету солидарности Кристофера Али. Мусульманский мистицизм, блюз пустыни и шведская меланхолия – вот некоторые элементы его дебютного альбома».

Кристофер Али считает, что музыкант может и должен откликаться на события в политической сфере. Это показывает созданная им песня “Jan 25th”, посвященной арабской весне:

Спектакль о влиянии мусульман на историю блюза поставят в США.

«Мне всегда приходится отстаивать свои убеждения, потому что в обществе существую предубеждения в отношении ислама. … Я стремлюсь создавать такую музыку, чтобы она боролась с этими предубеждениями», – говорит музыкант.

Кристофер Али отмечает, что на него повлияли и другие исполнители, которые соединяли в своем творчестве джаз и ислам. Например, это Идрис Сулейман. Здесь можно прослушать его композицию «The Camel» («Верблюд») из альбома “Spiritüel Caz” («Мистический джаз»).

Хардиак: популярный диджей-мусульманин из Канады.

Альбом “Jewel of Thought” («Жемчужины мысли») Фэроу Сандерса содержит 15-ти минутную композицию «Хум Аллах Хум Аллах»:

Турецкий музыкант создал новый музыкальный инструмент с необычным звучанием.

Кристофер Али также отмечает альбом “Prayer to the East”» («Молитва на восток») другого принявшего ислам музыканта – Юсуфа Латифа (Yusef Lateef ) и его композицию «Как есть» (“Like it is”):

Итальянский музыкант: ней тронул мое сердце, и я принял ислам.

Джаз вобрал в себя многие элементы, испытал влияние разных музыкальных традиций. Но как может заметить каждый, прослушавший приведенные здесь примеры, в нем достаточно четко прослеживаются мистические восточные мотивы.

Исламосфера

Комментарии