Мусульманский мистицизм, блюз пустынь и шведская меланхолия
Шведский мусульманский музыкант Кристофер Али Торен говорит, что ислам для него – это прежде всего духовность, пишет Зейнеб Хафса для сайта dunyabizim.com.
Кристофер проживает в Швеции во втором по величине после Стокгольма городе страны Гётеборге. Мусульманином он стал еще в молодости и взял имя Али. В 2007 году вместе с друзьями, будучи вдохновленным Фела Кути и созданным им жанром афробит, он организовал музыкальную группу Music is the Weapon (Музыка – это оружие). Афробит представляет собой сложную смесь джаза, фанка, ганского и нигерийского хайлайфа, психоделического рока и традиционных западноафриканских песен и ритмов. Кристофер играет на теноре-саксофоне. В музыке, в первую очередь, он считает главной духовную плоскость.
Саксофон – это джазовый инструмент. Поэтому в исламских религиозных песнях, исполняемых под музыкальное сопровождение Торена, легко прослеживаются джазовые мотивы. Такое сочетание является достаточно необычным. Это своего рода фишка творчества шведского музыканта и его друзей. Один из примеров можно увидеть в следующем видео:
Макамы – музыкальные ступеньки на пути к Божественному: Ч.1. Ушшак.
Солистом выступает шведский певец пакистанского происхождения Ашар Хан, справа от него с саксофоном стоит Кристофер Торен. Ашар Хан поет на урду:
«Хочешь быть близким к Аллаху, –
Как-то сказал мне мой дед.
Слушай мои советы,
В них спасенье от бед:
Кушай харам, воруй по ночам,
Как только станет темней,
Ну а последний совет –
С матерью спи своей».
«Что-то тебя я не понял,
Может, раскроешь секрет,
Добра ты мне вроде желаешь,
Темны слова твои, дед»
«Это счастья ключи,
Хотя странны они с виду.
Первый совет означает –
Прощай всех, глотай обиду.
Второе – вставай по ночам,
Воруй у себя свой сон.
Дуа возноси Аллаху,
Быть может, простит тебя Он.
А третье – будь близок к природе,
Она твоя суть и мать.
Быть может, это поможет
Господа не забывать».
Позднее музыкант создал группу «Christopher Ali Solidarity Quartet» («Квартет солидарности Кристофера Али»), которая в 2018 году выпустила дебютный альбом «To Those Who Walked Before Us» («Тем, кто прошел перед нами»). Одна шведская газета написала по этому поводу: «Трудно дать характеристику Квартету солидарности Кристофера Али. Мусульманский мистицизм, блюз пустыни и шведская меланхолия – вот некоторые элементы его дебютного альбома».
Кристофер Али считает, что музыкант может и должен откликаться на события в политической сфере. Это показывает созданная им песня “Jan 25th”, посвященной арабской весне:
Спектакль о влиянии мусульман на историю блюза поставят в США.
«Мне всегда приходится отстаивать свои убеждения, потому что в обществе существую предубеждения в отношении ислама. … Я стремлюсь создавать такую музыку, чтобы она боролась с этими предубеждениями», – говорит музыкант.
Кристофер Али отмечает, что на него повлияли и другие исполнители, которые соединяли в своем творчестве джаз и ислам. Например, это Идрис Сулейман. Здесь можно прослушать его композицию «The Camel» («Верблюд») из альбома “Spiritüel Caz” («Мистический джаз»).
Хардиак: популярный диджей-мусульманин из Канады.
Альбом “Jewel of Thought” («Жемчужины мысли») Фэроу Сандерса содержит 15-ти минутную композицию «Хум Аллах Хум Аллах»:
Турецкий музыкант создал новый музыкальный инструмент с необычным звучанием.
Кристофер Али также отмечает альбом “Prayer to the East”» («Молитва на восток») другого принявшего ислам музыканта – Юсуфа Латифа (Yusef Lateef ) и его композицию «Как есть» (“Like it is”):
Итальянский музыкант: ней тронул мое сердце, и я принял ислам.
Джаз вобрал в себя многие элементы, испытал влияние разных музыкальных традиций. Но как может заметить каждый, прослушавший приведенные здесь примеры, в нем достаточно четко прослеживаются мистические восточные мотивы.
Исламосфера